Выбор той или иной интерпретации имеет конкретное значение. Согласно первому, ребенок не совершает проступка, нарушая запрещения Торы (так как об этом предупредили именно взрослых, возлагая на них в различных местах ответственность за этого ребенка) и к ребенку это совершенно не относится. Для него это дозволенный поступок. Поэтому ему не нужно сожалеть о содеянном и искать искупления (хотя можно усомниться в таком утверждении, если принять во внимание сказанное в трактате «Йевамот» 48б, у ЯАБЕЦа и в «Аават Эйтан»). Однако ничего подобного нельзя сказать, если выбрать вторую интерпретацию.
И тогда — есть закон («Шулхан Арух», раздел «Образ жизни» в конце главы 343), что взрослому человеку полезно совершить искупление за ошибки, которые он совершил в детстве. Этот принцип также применяется в тех случаях, когда он четко не оговорен, как говорит РАМБАМ в «Законах о запрещенных связях» 17:3 и в «Законе обетов» 4:11 и как указывают там комментаторы — см. объяснения первых мудрецов по трактату «Кидушин» 19а — где находится доказательство второй интерпретации.
Кроме того, изучение Торы, как и все другие заповеди, не только касается детей, а более того, Тора делает это обязательным (и возлагает ответственность за изучение Торы на отца или учителя, который должен) обучать ей детей. Фактически, изучение в целом напрямую связано с этим обязательством, потому что наши мудрецы утверждают («Кидушин» 29б), что заповедь — обучать кого-то самому Торе, когда другие обязаны это делать. И можно считать, что это не просто указание, а разъяснение причины. С этой точки зрения изучение Торы в целом не только связано, но даже зависит от предписания «И научи этому своих детей».
Помимо всего этого, заповедь обрезания имеет особенность. Во-первых, она касается детей, и Тора обязывает их выполнять ее, как и заповедь изучения Торы.
Более того, заповедь изучения Торы возлагается на детей только по мере их взросления, по крайней мере, отчасти. К тому же ее можно выполнять даже в отсутствие маленьких детей. В самом деле, заповедь «И ты научишь этому своих детей» можно применять и к взрослым детям, так как это относится ко всей Торе, а Талмуд изучается только с пятнадцати лет [поэтому этому нельзя научить маленьких детей].
По-другому обстоит дело с обрезанием, которое касается именно ребенка, даже самого маленького, вскоре после рождения. Фактически, наши мудрецы спрашивают («Нида» 31б): «Почему Тора требует совершить обрезание ребенку, когда ему исполняется восемь дней», а не до этого?
Эти различия можно объяснить следующим образом. Ребенок, вырастая, обязан выполнять на практике все заповеди. Поэтому перед этим он должен изучить Тору, которая позволяет ему знать, что следует делать. И только незадолго до совершеннолетия он может подготовиться к этому. И так как необходимость этого возникает только со стороны практического аспекта, то возможность изучения Торы в совершенстве есть только у взрослых.
Иначе обстоит дело с обрезанием, которое представляет собой союз, заключенный с Творцом с целью ослабления физического притяжения и стремлений (см. «Наставник колеблющихся» том 3 в конце главы 49, как цитирует рабейну Бахья в конце гл. «Лех леха»). Именно тогда божественная душа входит в тело (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, последнее издание, в конце гл 4, а также см. беседу под названием «Я — моему возлюбленному» 5709 года).