СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 11:41

РАМБАМ: Мишне Тора

Это порядок всех промежуточных благословений:

Промежуточное благословение, произносимое в пятницу вечером: Ты освятил седьмой день — вершину творения неба и земли — для [познания нами] Имени Твоего. Благословением Своим выделил Ты его среди всех дней и освящением Своим — среди всех праздников. И так написано в Торе Твоей: «Завершены были небо и земля и все воинство их. И на седьмой день закончил Б-г работу Свою, которую совершал, и прекратил в день седьмой всю работу Свою, которую делал. И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, так как в этот день прекратил Он всю работу Свою по сотворению мира, которую совершил и которая [должна была] совершиться». Б-г наш и Б-г отцов наших! Да будет угоден Тебе наш покой. Освяти нас заповедями Твоими и даруй нам удел в Торе Твоей. Дай нам насытиться благами Твоими и порадуй душу нашу спасением Твоим. Очисть наши сердца, чтобы служили мы Тебе искренне. Б-г Всесильный наш, благосклонно и с любовью дай нам в наследие святую субботу Твою. Пусть в этот день удостоится покоя весь Израиль — народ, освящающий Имя Твое. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу! וזה הוא נוסח כל הברכות האמצעייות: ברכה אמצעית של לילי שבת: אתה קידשת את יום השביעי לשמך, תכלית מעשה שמיים וארץ, ובירכתו מכל הימים, וקידשתו מכל הזמנים; כאמור ויברך אלוהים את יום השביעי, ויקדש אותו: כי בו שבת מכל מלאכתו, אשר ברא אלוהים לעשות. אלוהינו ואלוהי אבותינו — רצה נא במנוחתנו, וקדשנו במצוותיך ותן חלקנו בתורתך, ושמח נפשנו בישועתך ושבענו מטובך, וטהר ליבנו לעובדך באמת; והנחילנו באהבה וברצון שבתות קודשך, וינוחו בם כל ישראל אוהבי שמך. ברוך אתה ה', מקדש השבת.
Промежуточное благословение читается в субботу утром: Возрадуется Моше дарованной ему доле, так как назвал Ты его верным рабом. Прекрасный венец возложил Ты на голову его, когда предстал он пред Тобой на горе Синай. И сошел он вниз, неся в руке своей две каменные скрижали с высеченными на них [словами] о соблюдении субботы. И так написано в Торе Твоей: «И пусть во всех поколениях сыны Израиля соблюдают заповедь о субботе — вечный завет, — проводя ее как день отдыха. Она — данный Мною сынам Израиля вечный знак того, что в шесть дней создал Я небеса и землю, а в седьмой день не совершал никаких работ и пребывал в покое. Возрадуются владычеству Твоему те, кто соблюдает субботу и называет ее блаженством. Весь народ, освящающий день седьмой, насытится и насладится благами Твоими. Б-г наш и Б-г отцов наших! Да будет угоден Тебе наш покой. Освяти нас заповедями Твоими... и т.д. до ...Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу! ברכה אמצעית של שחרית שבת: ישמח משה במתנת חלקו, כי עבד נאמן קראת לו, כליל תפארת בראשו נתת בעומדו לפניך על הר סיניי, שני לוחות אבנים הוריד בידו וכתוב בהן שמירת שבת. וכן כתוב בתורתך: ושמרו בני ישראל, את השבת — לעשות את השבת לדורותם, ברית עולם. ביני ובין בני ישראל, אות היא לעולם: כי ששת ימים עשה ה' את השמיים ואת הארץ, וביום השביעי שבת ויינפש. ישמחו במלכותך שומרי שבת וקוראי עונג, עם מקדשי שביעי. אלוהינו ואלוהי אבותינו — רצה נא במנוחתנו, וקדשנו במצוותיך . . . ברוך אתה ה', מקדש השבת.
Промежуточное благословение для молитвы Мусаф в субботу: [А Моше повелел на горе Синай заповедь о субботе: «Помни…» и «Соблюдай...» И в ней заповедал нам Б-г Всесильный наш, приносить Тебе жертву мусаф, как положено.]. Да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, привести нас с радостью в нашу землю и поселить в ее пределах, и там мы исполним наш долг перед Тобой, совершая жертвоприношения: ежедневные жертвы вознесения, согласно установленному для них порядку, и дополнительные жертвы праздничных дней, согласно правилам их. С любовью исполним мы заповедь, приготовив и совершив согласно воле Твоей дополнительное жертвоприношение субботнего дня, как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше. [Не даровал Ты ее, о Б-г Всесильный наш, племенам земли, не дал, о Владыка наш, в удел идолопоклонникам; и в этот день не примут участия [в соблюдении] покоя названные «необрезанными», — а только народу Своему, Израилю, с любовью даровал Ты ее, потомкам Яакова, избранникам Твоим. Желаннейшим из всех дней Ты назвал ее.] Б-г наш и Б-г отцов наших! Да будет угоден Тебе наш покой. Освяти нас заповедями Твоими... и т.д. до ...Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу. ברכה אמצעית של מוסף שבת: למשה ציווית על הר סיניי מצות שבת, זכור ושמור, ובו ציוויתנו ה' אלוהינו, להקריב לך קרבן מוסף כראוי. יהי רצון מלפניך ה' אלוהינו, שתעלנו לארצנו ותיטענו בגבולנו; ושם נעשה לפניך את קרבנות חובותינו, תמידין כסדרן ומוספין כהלכתן, ואת מוספי יום המנוח הזה נעשה ונקריב לפניך באהבה כמצות רצונך, כמה שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך. לא נתתו אלוהינו לגויי הארצות, ולא הנחלתו מלכנו לעובדי פסילים, גם במנוחתו, לא ישכנו ערלים. לבית ישראל נתתו, זרע ישורון אשר בם בחרת; חמדת ימים, אותו קראת. אלוהינו ואלוהי אבותינו — רצה נא במנוחתנו . . . ברוך אתה ה', מקדש השבת.
Промежуточное благословение, читаемое после полудня в субботу: Ты — Один, и Имя Твое присуще лишь Тебе Одному. Кто подобен народу Твоему, подобен Израилю, единственному народу [Твоему] на земле? Красу величия и венец спасения, день покоя и святости даровал Ты народу Своему. [В этот день] возрадуется Авраам и возликует Ицхак, обретут покой Яаков и сыновья его [...] — совершенный покой, которого хочешь Ты. Да познают и поймут сыны Твои, что в Тебе их покой [...] [Даруй покой нам, Отец наш, пусть не будет беды и печали в день покоя нашего]. Б-г наш и Б-г отцов наших! Да будет угоден Тебе наш покой... и т.д. до ...Благословен Ты, Г-сподь освящающий субботу. ברכה אמצעית של מנחת שבת: אתה אחד, ושמך אחד; ומי כעמך ישראל, גוי אחד בארץ. עטרת תהילה ותפארת ישועה, לעמך נתת; אברהם יגל, יצחק ירנן, יעקוב ובניו ינוחו בו, מנוחה שלמה שאתה רוצה בה. יכירו בניך ויידעו, כי מאיתך היא מנוחתם; הנח לנו אבינו, אל תהי צרה ויגון ביום מנוחתנו. אלוהינו ואלוהי אבותינו — רצה נא במנוחתנו . . . ברוך אתה ה', מקדש השבת.
Промежуточное благословение для молитвы Мусаф в новомесячье: Ты дал народу Твоему дни новомесячья как время очищения для всех поколений их, поскольку в эти дни приносили Тебе жертву вознесения, вызывающую Твое благоволение, и козлом в очистительную жертву во искупление грехов их [Израиля]. [Принимая эти жертвы,] вспоминал Ты всех и спасал от руки врага. Отстрой же в Сионе новый жертвенник, и на нем принесем мы жертву вознесения в честь новомесячья и козлов принесем в жертву, желанную Тебе. Все мы возрадуемся служению в Храме и песням раба Твоего, Давида, которые, звуча у жертвенника Твоего, слышны будут в городе Твоем. Окружи их любовью неиссякаемой и вспомни для сыновей завет, заключенный с отцами их. Приведи же нас, ликующих, в город Твой, Сион, и в Иерусалим, где святыня Твоя, навеки даровав нам радость И там мы исполним наш долг перед Тобой, совершая жертвоприношения: ежедневные жертвы вознесения — согласно установленному для них порядку, и дополнительные жертвы праздничных дней — согласно правилам их. С любовью исполним мы заповедь, приготовив и совершив согласно воле Твоей дополнительное жертвоприношение этого дня новомесячья, как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше [...]. Б-г наш и Б-г отцов наших! Обнови месяц этот светом добра и благословения, радости и веселья, спасения и утешения — для пропитания и достатка, благой жизни и мира, искупления грехов и прощения вины [начало искупления нашей души], ибо из всех народов избрал Ты народ Свой, Израиль, и установил для него законы новомесячья. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль и дни новомесячья! ברכה אמצעית של מוסף ראש חודש: ראשי חודשים לעמך נתת, זמן כפרה לכל תולדותם, להיותם מקריבין לפניך זבחי רצון ושעירי חטאת, לכפר בעדם; זיכרון לכולם יהיה, תשועת נפשם מיד שונא. מזבח חדש בציון תכין, ועולת ראש חודש נעלה עליו; שירי דויד נשמע בעירך, האמורים לפני מזבחך לרצון. אהבת עולם תביא להם, וברית אבות לבנים תזכור. אלוהינו ואלוהי אבותינו, מפני חטאינו, גלינו מארצנו, ונתרחק מעל אדמתנו. יהי רצון מלפניך ה' אלוהינו, שתעלנו לארצנו ותיטענו בגבולנו; ושם נעשה לפניך את קרבנות חובותינו, תמידין כסדרן ומוספין כהלכתן, ואת מוספי יום ראש החודש הזה נעשה ונקריב לפניך באהבה כמצות רצונך, כמה שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך. יהי רצון מלפניך ה' אלוהינו ואלוהי אבותינו, שתחדש עלינו את ראש החודש הזה לטובה לברכה, לחן לחסד ולרחמים, לחיים ולשלום; ויהי ראש החודש הזה סוף וקץ לכל חטאותינו וצרותינו, תחילה וראש לפדות נפשנו — כי בעמך ישראל מכל האומות בחרת, וראשי חודשים להם נתת. ברוך אתה ה', מקדש ישראל וראשי חודשים.
Промежуточное благословение для молитвы Мусаф, когда новомесячье выпадает на субботу: В начале времен, создав мир Свой, в седьмой день Ты завершил работу Свою. Ты возлюбил нас, избрал нас и возвысил над всеми народами, говорившими на разных языках. О Владыка, Ты освятил нас заповедями Твоими и приблизил к служению Тебе, Ты отметил нас Именем Своим, великим и святым, любовью даровал Ты нам, Б-г наш, субботние дни для покоя и дни новомесячья — для очищения. Но поскольку грешили перед Тобою [...], разрушен наш город и опустошен Храм. Ушла от нас слава наша, и отнята гордость у дома жизни нашей. Из-за руки [врагов], посягнувших на святилище Твое, не можем мы выполнять свои обязанности в Храме, избранном Тобой, в доме великом и святом, отмеченном Именем Твоим. Да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, привести нас с радостью в нашу землю и поселить в ее пределах, и там мы исполним наш долг перед Тобой, совершая жертвоприношения: ежедневные жертвы вознесения, согласно установленному для них порядку, и дополнительные жертвы праздничных дней, согласно правилам их. С любовью исполним мы заповедь, приготовив и совершив согласно воле Твоей дополнительное жертвоприношение этого субботнего дня и этого дня новомесячья, как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше [...] Б-г наш и Б-г отцов наших! Обнови месяц этот светом добра… и т.д. до ...[начало искупления нашей души]. Б-г наш и Б-г отцов наших! Да будет угоден Тебе наш покой. Освяти нас заповедями Твоими... и т.д. до ...Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу, Израиль и новомесячья! ברכה אמצעית של מוסף ראש חודש שחל להיות בשבת: אתה יצרת עולמך מקדם, כילית מלאכתך ביום השביעי; ובחרת בנו מכל העמים ורצית בנו מכל הלשונות, וקידשתנו במצוותיך וקירבתנו מלכנו לעבודתך, ושמך הגדול והקדוש, עלינו קראת. ותיתן לנו ה' אלוהינו שבתות למנוחה, ויום ראש החודש הזה לכפר בעדנו. ומפני חטאינו, גלינו מארצנו ונתרחק מעל אדמתנו, ואין אנו יכולין לעשות לפניך, קרבנות חובתנו. יהי רצון מלפניך ה' אלוהינו, שתעלנו לארצנו ותיטענו בגבולנו; ושם נעשה לפניך את קרבנות חובותינו, תמידין כסדרן ומוספין כהלכתן, ואת מוספי יום המנוח יום ראש החודש הזה, נעשה ונקריב לפניך באהבה כמצות רצונך כמו שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך. יהי רצון מלפניך ה' אלוהינו ואלוהי אבותינו, שתחדש עלינו את ראש החודש הזה לטובה, לחן לחסד ולרחמים, לחיים ולשלום; ויהי ראש החודש הזה סוף וקץ לכל חטאותינו וצרותינו, תחילה וראש לפדות נפשנו. ורצה נא במנוחתנו . . . וינוחו בם כל ישראל אוהבי שמך. ברוך אתה ה', מקדש השבת וישראל וראשי חודשים.
Промежуточное благословение, произносимое в Песах на вечерней, утренней и послеобеденной молитвах: Ты избрал нас из всех народов, Ты возлюбил нас, и благоволил к нам, и возвысил над всеми народами, говорившими на разных языках. О Владыка, Ты освятил нас заповедями Твоими и приблизил к служению Тебе, Ты отметил нас Именем Своим, великим и святым. [...]. Ты даровал нам, Б-г Всесильный наш, время для веселья, праздники и времена для радости и этот день священного собрания, праздник мацот, время свободы нашей, праздник, отмеченный святостью, в память об исходе из Египта. Б-г наш и Б-г отцов наших! Пусть поднимется, и дойдет до Тебя, и достигнет, и будет замечена, и благосклонно принята, и услышана молитва наша. И пусть оживет и восстановится в Тебе [...] память о нас и об отцах наших, и [память об Иерусалиме, святом городе Твоем, и память о помазаннике, сыне Давида, раба Твоего, и память] обо всем народе Твоем, Израиле, — ради спасения, во благо нам, во имя добра, и милости, и снисхождения, благополучной жизни, мира и счастья в этот день священного собрания, праздник мацот [чтобы были мы помилованы и спасены]. Вспомни нас, Б-г Всесильный наш, — нам во благо, отметь нас в этот день благословением, спаси нас для жизни [...]. Словом Своим о спасении и милости пощади нас и помилуй, сжалься над нами и спаси. [Избавь нас в него от всяческой беды и горести, обрадуй нас совершенной радостью] [...], ибо Ты — Б-г, Владыка милосердный, дарующий пощаду. Одари нас, Б-г Всесильный наш, благами, льющимися [свыше] в дни торжеств Твоих: [...] жизнью, миром, радостью и весельем. Ведь Ты высказал Свое пожелание благословить нас. Так благослови нас вовеки! Освяти нас заповедями Твоими... и т.д. до ...Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль и времена [праздников]! ברכה אמצעית של יום טוב של פסח, בערבית ושחרית ומנחה: אתה בחרתנו מכל העמים ורצית בנו מכל הלשונות, וקידשתנו במצוותיך וקירבתנו מלכנו לעבודתך; ושמך הגדול והקדוש, עלינו קראת. ותיתן לנו ה' אלוהינו, מועדים לשמחה, חגים וזמנים לששון, את יום טוב מקרא קודש הזה, את יום חג המצות הזה, זמן חירותנו באהבה — זכר ליציאת מצריים. אלוהינו ואלוהי אבותינו, יעלה ויבוא יגיע ייראה יירצה יישמע ייפקד ייזכר לפניך זכרוננו, זכרון אבותינו, זכרון ירושלים עירך, זכרון משיח בן דויד עבדך, זכרון כל עמך בית ישראל לפניך, לפליטה לטובה לחן לחסד ולרחמים — ביום טוב מקרא קודש הזה, ביום חג המצות הזה, לרחם בו עלינו ולהושיענו. זוכרנו ה' אלוהינו בו לטובה, פוקדנו בו לברכה, הושיענו בו לחיים, בדבר ישועה ורחמים; חוס וחוננו, ורחם עלינו, ומלטנו בו מכל צרה ויגון, ושמחנו בו שמחה שלמה, כי אל מלך רחום וחנון אתה. והשיאנו ה' אלוהינו, את ברכת מועדיך לחיים ולשמחה ולשלום, כאשר רצית ואמרת לברכנו כן תברכנו, סלה. וקדשנו במצוותיך . . . ברוך אתה ה', מקדש ישראל והזמנים.
Промежуточное благословение для молитвы Мусаф в Песах: Ты избрал нас из всех народов... и т.д. до ...в память об исходе из Египта. Но за грехи наши были мы изгнаны из своей страны и оказались вдали от земли нашей. Не можем мы взойти в Храм, предстать перед Тобою и пасть ниц, исполнить наш долг в доме, избранном Тобой, в доме великом и святом, отмеченном Именем Твоим, из-за руки врагов, посягнувшей на святыню Твою. Да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш и Б-г отцов наших, преисполненный сострадания Владыка, в великой милости Твоей снова сжалиться над ним и над нами. Приблизь нас, рассеянных между народами, друг к другу, и собери со всех концов земли разбросанные общины наши. Приведи нас, ликующих, в город Твой, Сион, и в Иерусалим, где святыня Твоя, даруя нам радость вечную, и там мы исполним наш долг перед Тобой, совершая жертвоприношения: ежедневные жертвы вознесения — согласно установленному для них порядку, и дополнительные жертвы праздничных дней — согласно правилам их. И дополнительные приношения этого праздничного дня, священного собрания, праздника мацы, мы приготовим и совершим, исполнив заповедь, согласно воле Твоей, как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше. Милосердный Владыка, сжалься над нами. Расположен будь к нам, Б-г, чье Имя — Благой и Творящий благо. Обратись к нам в великой милости Твоей ради праотцев, что исполняли волю Твою. Отстрой дом Свой таким, каким был он, утверди святыню Свою на прежнем месте. Дай нам увидеть, как поднимаются его стены, порадуй нас его совершенством. Верни служение коэнов, мелодии и песнопения левитов, возврати евреям обитель их. Трижды в год по праздникам будем мы восходить туда, представать и падать ниц перед Тобою, как сказано в Торе Твоей: «Три раза в году да предстанут все мужчины народа вашего пред Г-сподом, Б-гом Твоим, на месте, которое Он изберет: и в праздник мацот, и в праздник Шавуот, и в праздник Суккот: но пусть не является с пустыми руками пред ликом Г-спода. Каждый пусть принесет сколько может, по благословению Г-спода, Б-га твоего, которое дал Он ему». Одари нас, Б-г Всесильный наш, благами, льющимися [свыше] в дни торжеств Твоих... и т.д. до ...Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль и времена [праздников]!». И также молится в праздник Шавуот и праздник Суккот, ничего не убавляя и не добавляя, но в праздник Шавуот произносит: «...этого праздничного дня, священного собрания, этого праздника Шавуот, времени дарования Торы с любовью, память об исходе из Египта». И подобным образом читает: «...этого праздничного дня, священного собрания, этого праздника Шавуот, сжалиться над нами и т.д.» А в мусафе произносит: «...И дополнительные приношения этого праздничного дня, священного собрания, этого праздника Шавуот...» И подобно тому в праздник Суккот читает: «...этого праздничного дня, священного собрания, этого праздника Суккот, времени радости нашей с любовью...» И так же в Шмини ацерет: «...этого праздничного дня, священного собрания, этого праздника Шмини ацерет, времени радости нашей...» И так же в мусафе произносит: «...И дополнительные приношения этого праздничного дня, священного собрания, этого праздника Шмини ацерет мы приготовим и совершим...» Если праздник приходится на субботу, читает: «Ты избрал нас... Ты даровал нам, Б-г Всесильный наш, субботы для отдыха, праздники для веселья и времена для радости и этот день покоя и этот праздник, день священного собрания, этот праздник такой-то и т.д.» И подобным образом в мусаф произносит: «...И дополнительные приношения этого дня отдыха, праздничного дня, священного собрания, этого праздника такого-то и т.д.» И таким же образом упоминает субботу в Рош а-Шана и Йом-Кипур, если они пришлись на субботу, — как во всех молитвах, так и в мусафе. И все молитвы паломнических праздников завершает: «...освящающий субботу, и Израиль, и времена [праздников]». В Рош а-Шана он завершает: «...Владыка над всею землею, освящающий субботу и Израиль и день памяти». А в пост Йом-Кипур он завершает: «...Владыка над всею землею, освящающий субботу, и Израиль, и Йом-Кипур». В большинстве общин принято на протяжении десяти дней — с Рош а-Шана до Йом-Кипура — вносить добавления во все молитвы. В первом благословении добавляют: «Владыка, Которому угодна жизнь, вспомни нас ради жизни и запиши в Книгу жизни — ради Тебя, Б-г жизни! Владыка Милостивый, спаситель и защита. Благословен Ты, Г-сподь, защита Авраама». Во втором благословении добавляют: «Кто сравнится с Тобой, милосердный Отец наш? Милостью Твоей живы все творения, ибо Ты помнишь о них. Верный [Своему обещанию], оживишь Ты мертвых. Благословен Ты, Г-сподь, оживляющий мертвых». В восемнадцатом благословении добавляют: «[Вспомни милость Свою, и ограничь гнев Свой], и запиши для жизни доброй всех сынов завета Своего. Благословен Ты, Г-сподь, Благой — Имя Тебе, и Тебя достойно славить». И в последнем благословлении добавляют: «В книге жизни, благословения и мира [...] да будем мы и весь народ Израиля упомянуты и записаны перед Тобой для жизни [и мира]. Благословен Ты, Г-сподь, благословляющий миром народ Твой, Израиль!» В неиле поста в этих благословениях вместо «упомянуты для жизни» произносят «скреплены печатью для жизни». Все эти добавления определяются местными обычаями, и есть общины, где не принято добавлять что бы то ни было. Повсеместно распространен обычай: в оба дня Рош а-Шана во всех четырех молитвах (а в некоторых общинах — также и во всех пяти молитвах Йом-Кипура) читать третье благословение в следующем варианте: Ты свят, и Имя Твое свято, и всякий день превозносят Твою святость вовеки. И так внуши страх перед Тобою, Б-г Всесильный наш, всем созданиям Твоим и трепет пред Тобой — всем творениям Твоим. И убоятся Тебя все создания, и падут ниц перед Тобой все сотворенные, и составят все единый союз, чтобы исполнять волю Твою всем сердцем. Ведь мы знаем, Б-г Всесильный наш, что власть — перед Тобою, сила — в руке Твоей, могущество — в деснице Твоей и Имя Твое внушает трепет всем, кого сотворил Ты. Итак, дай славу, Г-сподь, народу Твоему, хвалу — боящимся Тебя, надежду — всем ищущим Тебя, право голоса — устам, уповающим на Тебя. Радость — Земле Твоей, веселье — городу Твоему, и помазание на власть — Давиду, рабу Твоему, огонь — светильнику сына Ишая, помазанника Твоего. Тогда праведники увидят и возрадуются, и прямодушные возликуют, и благочестивые с пением ликовать будут. И неправда сомкнет уста свои, и все нечестие рассеется, как дым, когда Ты устранишь власть зла с земли. И беспечное царство Ты вскорости искоренишь и уничтожишь. И Ты будешь править над всеми созданиями Твоими в Иерусалиме, граде Твоем, на горе Сион, обители славы Твоей, и перед старейшинами будет слава, как написано: «Тогда посрамлена будет Луна и пристыжено Солнце, потому что Г-сподь Воинств будет царствовать на горе Сион и в Иерусалиме, и слава будет перед старейшинами [народа] Его». И сказано: «Г-сподь будет править во веки веков». И сказано: «Возвысился Г-сподь Воинств в правосудии, Б-г святой, освященный справедливостью. Благословен Ты, Г-сподь, Владыка святой». ברכה אמצעית של מוסף הפסח: אתה בחרתנו מכל העמים . . . זכר ליציאת מצריים. ומפני חטאינו, גלינו מארצנו ונתרחק מעל אדמתנו; ואין אנו יכולין לעלות להיראות להשתחוות לפניך בבית בחירתך, בנווה הדרך בבית הגדול והקדוש שנקרא שמך עליו — מפני היד שנשתלחה במקדשך. יהי רצון מלפניך ה' אלוהינו, שתשוב ותרחם עליו ועלינו ברחמיך הרבים, ותקבץ פזורינו מבין הגויים ונפוצותינו כנס מירכתי ארץ, והביאנו לציון עירך ברינה ולירושלים בית מקדשך בשמחת עולם. ושם נעשה לפניך את קרבנות חובותינו, תמידין כסדרן ומוספין כהלכתן, ואת מוספי יום טוב מקרא קודש הזה, יום חג המצות הזה, נעשה ונקריב לפניך כמצות רצונך, כמה שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך. מלך רחמן, רחם עלינו; טוב ומטיב, הידרש לנו; שובה עלינו בהמון רחמיך, בגלל אבותינו שעשו רצונך. בנה ביתך כבתחילה, וכונן מקדשך על מכונו, והראנו בבניינו, ושמחנו בתיקונו; והשב ישראל לנווהו — כוהנים לעבודתם, ולויים לדוכנן, וישראל למעמדן, וארמון על משפטו יישב. ושם נעלה וניראה לפניך בשלוש פעמי רגלינו, ככתוב ותורתך: שלוש פעמים בשנה ייראה כל זכורך את פני ה' אלוהיך, במקום אשר יבחר, בחג המצות בחג השבועות, ובחג הסוכות; ולא ייראה את פני ה', ריקם. איש, כמתנת ידו, כברכת ה' אלוהיך, אשר נתן לך. והשיאנו ה' אלוהינו, את ברכת מועדיך . . . ברוך אתה ה', מקדש ישראל והזמנים. וכנוסח הזה הוא מתפלל בחג השבועות, ובחג הסוכות, בלא חיסרון ובלא יתר: אלא שבחג השבועות, הוא אומר את יום טוב מקרא קודש הזה, את יום חג השבועות הזה, זמן מתן תורתנו באהבה — זכר ליציאת מצריים. וכן הוא אומר, ביום טוב מקרא קודש הזה, ביום חג השבועות הזה, לרחם בו עלינו . . . ובמוסף, הוא אומר ואת מוספי יום טוב מקרא קודש הזה, יום חג השבועות הזה. וכן בחג הסוכות, אומר יום טוב מקרא קודש הזה, את יום חג הסוכות הזה, זמן שמחתנו . . . וכן בשמיני עצרת, אומר את יום טוב מקרא קודש הזה, את יום חג שמיני עצרת הזה, זמן שמחתנו . . . וכן במוסף, אומר ואת מוספי יום טוב מקרא קודש הזה, יום חג שמיני עצרת הזה, נעשה ונקריב לפניך. ואם חל יום טוב להיות בשבת, אומר אתה בחרתנו . . . ותיתן לנו ה' אלוהינו שבתות למנוחה מועדים לשמחה חגים וזמנים לששון, את יום המנוח הזה, יום טוב מקרא קודש הזה, את יום חג פלוני הזה . . . וכן במוסף, אומר ואת מוספי יום המנוח הזה, יום טוב מקרא קודש הזה, יום חג פלוני . . . ועל דרך זו הוא מזכיר השבת בראש השנה, וביום הכיפורים, אם חלו להיות בשבת, בין בשאר תפילות בין במוסף. וחותם בכל התפילות של שלושה רגלים, מקדש השבת וישראל והזמנים; ובראש השנה, הוא חותם מלך על כל הארץ, מקדש השבת וישראל ויום הזיכרון. ובצום הכיפורים, הוא חותם מלך על כל הארץ, מקדש השבת וישראל ויום הכיפורים. נהגו רוב העם מראש השנה ועד יום הכיפורים, להוסיף בכל תפילה בעשרת הימים: בברכה ראשונה, מוסיפין זוכרנו לחיים אל מלך חפץ בחיים, כותבנו בספר חיים למענך אלוהים חיים, מלך רחמן, ומושיע ומגן; ברוך אתה ה', מגן אברהם. ומוסיפין בברכה שנייה, מי כמוך אב הרחמן, זוכר יצוריו ברחמים לחיים, ונאמן אתה, להחיות מתים. ברוך אתה ה', מחיה המתים. ומוסיפין בברכה שמונה עשרה, זכור רחמיך ה' אלוהינו, וכבוש כעסך, וכתוב לחיים, כל בני בריתך. ברוך אתה ה', הטוב שמך ולך נאה להודות. ומוסיפין בברכה אחרונה, ובספר חיים ברכה ושלום, ניזכר וניכתב לפניך, אנו וכל עמך בית ישראל, לחיים ולשלום. ברוך אתה ה', המברך את עמו ישראל בשלום. ובתפילת נעילה יום הצום, אומר בברכות אלו מקום זוכרנו לחיים, חותמנו לחיים. וכל אלו התוספות, מנהג מקומות; ויש מקומות שנהגו שלא יוסיפו דבר. מנהג פשוט שמברכין ברכה שלישית בנוסח זה, בשני ימים של ראש השנה בכל תפילה ותפילה מארבע התפילות; וכן נהגו מקצת העם, לברך אותה בנוסח זה בכל תפילה ותפילה מחמש תפילות של יום הכיפורים; וזה הוא נוסחה: אתה קדוש, ושמך קדוש, וקדושים בכל יום יהללוך, סלה. ובכן תן פחדך ה' אלוהינו על כל מעשיך, ואימתך על כל שבראת; וייראוך כל המעשים, וישתחוו לפניך כל הברואים, ויעשו כולם אגודה אחת, לעשות רצונך בלבב שלם — כמו שידענו ה' אלוהינו, שהשלטון מלפניך, עוז בידך וגבורה בימינך, ושמך נורא על כל מה שבראת. ובכן תן כבוד לעמך תהילה ליראיך, תקווה לדורשיך פתחון פה למייחלים לך; שמחה לארצך ששון לעירך, צמיחת קרן לדויד עבדך ועריכת נר לבן ישי משיחך. ואז צדיקים יראו וישמחו וישרים יעלוזו, וחסידים ברינה יגילו ועולתה תקפץ פיה; וכל הרשעה כולה כעשן תכלה, כי תעביר ממשלת זדון מן הארץ. ומלכות העליזה מהרה תעקור ותשבור, ותמלוך — אתה הוא ה' אלוהינו — מהרה על כל מעשיך, בירושלים עירך, ובהר ציון משכן כבודך. ונגד זקניך כבוד, ככתוב: וחפרה הלבנה, ובושה החמה — כי מלך ה' צבאות בהר ציון ובירושלים, ונגד זקניו כבוד. ונאמר ויגבה ה' צבאות, במשפט, והאל הקדוש, נקדש בצדקה. ברוך אתה ה', המלך הקדוש.
Промежуточное благословение, произносимое в Рош а-Шана на вечерней, утренней и послеобеденной молитве: Ты избрал нас из всех народов [...], и стал благоволить к нам [...] [более] всех языков, и освятил нас Своими заповедями, и приблизил Ты нас, Владыка наш, чтобы мы служили Тебе, и Имя Твое великое и святое нарек на нас. И даровал нам, Б-г Всесильный наш, [...] [праздник], [это священное собрание], день напоминания трублением, с любовью, память об исходе из Египта. Б-г наш и Б-г отцов наших! Пусть поднимется и дойдет... и т.д. до ...Владыка милостивый и милосердный Ты. Б-г наш и Б-г отцов наших, правь над всем миром, вознесись над всем миром в величии Своем и яви Себя в великолепии могущества Своего над всеми обитателями Твоего земного мира. И узнает все содеянное, что Ты его содеял, и поймут все создания, что Ты их создал. И скажет всякий, в ком душа и дыхание: «Г-сподь, Б-г Израиля — Владыка, и власть Его простирается надо всем. Освяти нас Своими заповедями и т.д. до ...и речение Твое истинно и существует вовеки. Благословен Ты, Г-сподь, Владыка над всей землею, освящающий Израиль и день памяти. ברכה אמצעית של ראש השנה, בערבית ושחרית ומנחה: אתה בחרתנו מכל העמים ורצית בנו מכל הלשונות, וקידשתנו במצוותיך וקירבתנו מלכנו לעבודתך; ושמך הגדול והקדוש, עלינו קראת. ותיתן לנו ה' אלוהינו, את יום טוב מקרא קודש הזה, את יום הזיכרון הזה, זכרון תרועה באהבה — זכר ליציאת מצריים. אלוהינו ואלוהי אבותינו, יעלה ויבוא יגיע ייראה יירצה . . . כי אל מלך רחום וחנון אתה. אלוהינו ואלוהי אבותינו, מלוך על כל העולם כולו בכבודך, והינשא על כל הארץ ביקרך, והופע בהדר גאון עוזך על כל יושבי תבל ארצך; ויידע כל פעול כי אתה פעלתו, ויבין כל יצור כי אתה יצרתו, ויאמרו כל אשר הנשמה באפו — ה' אלוהי ישראל מלך, ומלכותו בכל משלה. וקדשנו במצוותיך . . . ודברך אמת וקיים לעד. ברוך אתה ה', מלך על כל הארץ, מקדש ישראל ויום הזיכרון.
Первое из трех промежуточных благословений, произносимых в Мусаф в Рош а-Шана: Ты избрал нас из всех народов... и т.д. до ...в память об исходе из Египта. Но за грехи наши были мы изгнаны из своей страны... и т.д. до ...ежедневные жертвы вознесения — согласно установленному для них порядку и дополнительные жертвы праздничных дней — согласно правилам их. И дополнительные жертвы праздничного дня, этого священного собрания этого дня Памяти, мы приготовим и совершим, исполнив заповедь, согласно воле Твоей, как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше. [...] Наш долг — восславить Владыку всего сущего, возвеличить Творца мироздания, Который не уподобил нас другим народам мира и не дал нам походить на все племена земные, но даровал особый удел и судьбу, не похожую на [судьбы] других [народов]. Они поклоняются тщете и пустоте, мы же преклоняем колена и падаем ниц в признательности перед Владыкой королей, [...] благословен Он, Который простер небосвод и утвердил землю, в небесах обитель славы Его, могущество Его пребывает в высотах высот. Он — Б-г наш, и нет иного. Воистину Он — Б-г наш, и [нет] другого, как написано в Торе Его: «Постигнешь в этот день и примешь сердцем своим, что Г-сподь — Б-г, от небесных высот и до земных глубин нет другого!» Уповаю на Б-га и умоляю Его. Прошу наделить меня даром слова, чтобы воспеть перед всем народом могущество Его, возгласить в песнях о деяниях Его. От человека — то, что у него на сердце, но от Г-спода дар слова. «Г-сподь, открой уста мои, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе» [«Благословен Ты, Г-сподь, научивший меня законам Своим»]. Поэтому надеемся мы на Тебя, Б-г Всесильный наш. Да увидим вскоре все великолепие могущества Твоего, которое сметет мерзость с лица земли, и идолы исчезнут навеки. Придет мир к совершенству под властью Всемогущего, и всякая плоть воззовет к Имени Твоему, вернутся к Тебе все преступники земли. Тогда постигнут и признают все обитатели земного шара, что должны преклониться пред Тобой, на всех языках присягнуть Тебе. Пред Тобой, Б-г Всесильный наш, склонятся они и падут ниц, прославляя Имя Твое. Тогда все подчинятся владычеству Твоему, и воцаришься Ты над ними, — да сбудется это скоро и на веки веков. Ибо Тебе принадлежит власть, и не будет конца славному владычеству Твоему, как написано в Торе Твоей: «Г-сподь будет править во веки веков». И сказано: «Не усмотрел неправедности в Яакове и нечестия в Израиле; Г-сподь, Б-г его, с ним, и трубление [в честь] короля в его среде». И сказано: «И стал Он королем в Йешуруне, когда вместе собрались главы народа, всех колен Израиля». И в Твоих священных Писаниях написано: «Ибо Г-споду принадлежит владычество, и Он властвует над народами». И написано: «Воцарился Г-сподь, облачился величием! Облачился Г-сподь, мощью препоясался. Утвердилась земля непоколебимо». И написано: «Вечно будет править Г-сподь; Б-г твой, Сион, — из поколения в поколение! Слава Б-гу». И сказано: «Станьте выше, врата! — и т.д.» И Твоими рабами пророками написано: «Так сказал Г-сподь, Владыка Израиля и Избавитель его, Г-сподь Воинств: Я — первый, и Я — последний, и кроме Меня — нет Б-га». И написано: «И взойдут освободители на гору Сион судить гору Эсава, и будет Г-споду принадлежать власть. И написано: «И будет Г-сподь править над всей землей. В тот день будет Г-сподь един и Имя Его едино». И в Торе Твоей написано: «Слушай, Израиль! Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — один! ». Б-г наш и Б-г отцов наших, правь над всем миром... и т.д. до ...и владычество Его простирается надо всем. Освяти нас Своими заповедями... и т.д. до ...и речение Твое истинно и существует вовеки. Благословен Ты, Г-сподь, Владыка над всей землею, освящающий Израиль и день памяти. Сегодня рождение мира, сегодня проходят перед судом все сотворенные в мире. Как дети или как рабы [Всевышнего они проходят]? Если как дети, то помилуй, как отец милует детей, если же как рабы, то наши глаза к Тебе обращены, пока не сжалишься Ты над нами и не явишь на свет наш приговор! Святой! ברכה ראשונה משלוש ברכות אמצעייות של מוסף ראש השנה: אתה בחרתנו מכל העמים . . . זכר ליציאת מצריים. ומפני חטאינו, גלינו מארצנו . . . תמידין כסדרן ומוספין כהלכתן, את מוספי יום טוב מקרא קודש הזה, יום הזיכרון הזה, נעשה ונקריב לפניך כמצות רצונך, כמה שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך. עלינו לשבח לאדון הכול, לתת גדולה ליוצר בראשית: שלא עשנו כגויי הארצות, ולא שמנו ככל משפחות האדמה, שלא שם חלקנו כהם, ולא גורלנו ככל המונם — שהם משתחווים להבל וריק, ומתפללים לאל לא יושיע. אנו משתחווים לפני מלך מלכי המלכים ברך הוא, שהוא נוטה שמיים ויוסד ארץ; מושב יקרו בשמיים ממעל, ושכינת עוזו בגובהי מרומים. הוא אלוהינו, ואין עוד; אמת מלכנו, ואין זולתו. ככתוב בתורתו, וידעת היום והשבות אל לבבך, כי ה' הוא האלוהים בשמיים ממעל ועל הארץ מתחת; אין, עוד. אוחילה לאל אחלה פניו, אשאלה ממנו מענה לשון, אשר בקהל עם אשיר עוזו, אביעה רננות בעד מפעליו. לאדם, מערכי לב; ומה', מענה לשון. ה', שפתיי תפתח; ופי, יגיד תהילתך. ברוך אתה, ה'; למדני חוקיך! על כן נקווה לך ה' אלוהינו, לראות מהרה בתפארת עוזך, להעביר גילולים מן הארץ והאלילים כרות ייכרתון, לתכן עולם במלכות שדיי. וכל בני בשר יקראו בשמך, להפנות אליך כל רשעי ארץ; יכירו ויידעו כל יושבי תבל, כי לך תכרע כל ברך תישבע כל לשון. לפניך ה' אלוהינו יכרעו וייפולו, ולכבוד שמך הגדול יקר ייתנו, ויקבלו כולם עול מלכותך, ותמלוך עליהם לעולם ועד. כי המלכות, שלך היא; ולעולמי עד, תמלוך בכבוד. ככתוב בתורתך, ה' ימלוך, לעולם ועד. וכתוב לא הביט אוון ביעקוב, ולא ראה עמל בישראל; ה' אלוהיו עימו, ותרועת מלך בו. וכתוב ויהי בישורון, מלך, בהתאסף ראשי עם, יחד שבטי ישראל. ובדברי קודשך כתוב לאמור, כי לה', המלוכה; ומושל, בגויים. וכתוב ה' מלך, גאות לבש; לבש ה' עוז התאזר, אף תיכון תבל בל תימוט. וכתוב ימלוך ה' לעולם, אלוהייך ציון לדור ודור; הללו יה. וכתוב שאו שערים ראשיכם, והינשאו פתחי עולם; ויבוא, מלך הכבוד. מי זה, מלך הכבוד — ה' עיזוז וגיבור, ה' גיבור מלחמה. שאו שערים ראשיכם, ושאו פתחי עולם; ויבוא, מלך הכבוד. מי הוא זה, מלך הכבוד — ה' צבאות הוא מלך הכבוד, סלה. ועל ידי עבדיך הנביאים נאמר, כה אמר ה' מלך ישראל וגואלו, ה' צבאות: אני ראשון ואני אחרון, ומבלעדיי אין אלוהים. וכתוב ועלו מושיעים בהר ציון, לשפוט את הר עשיו; והייתה לה', המלוכה. וכתוב והיה ה' למלך, על כל הארץ; ביום ההוא יהיה ה' אחד, ושמו אחד. ובתורתך ה', כתוב לאמור — שמע, ישראל: ה' אלוהינו, ה' אחד! אלוהינו ואלוהי אבותינו, מלוך על כל העולם כולו בכבודך . . . ומלכותו בכל משלה. וקדשנו במצוותיך . . . ודברך אמת וקיים לעד. ברוך אתה ה', מלך על כל הארץ, מקדש ישראל ויום הזיכרון. היום הרת עולם, היום יעמיד במשפט כל יצורי עולמים, אם כבנים, או כעבדים: אם כבנים — רחמנו, כרחם אב על בנים; ואם כעבדים — עינינו לך תלויות עד שתחוננו ותוציא לאור משפטנו, קדוש!
Второе благословение: Ты помнишь создание мира и издревле заботишься о всех творениях. Перед Тобой открыты все тайны и многое сокрытое с самого начала времен. Ибо нет ничего сокрытого от престола Славы Твоей, и ничего не укроется от Твоих глаз. Ты помнишь все произошедшее, и ни одно творение не избежит Тебя. Все открыто перед Тобой, Б-г Всесильный наш. Ты видишь и отслеживаешь все до конца поколений, когда наступает время вспомнить и позаботиться о всяком духе или душе, вспомнить несчетные деяния бесчисленных творений. С самого начала Творения Ты поведал об этом, и давно явил Ты этот день — начало Творения Твоего, память о первом дне, ибо таков закон для Израиля, что в этот день судит Б-г Яакова. И в этот день провозглашается о странах: в какой из них будет меч, а в какой мир, в какой голод, а в какой сытость. И творения в этот день проходят смотр, чтобы запомнили их для жизни и для смерти. И кто избегнет смотра? — ведь воспоминания обо всех [деяниях] человека предстает перед Тобой, все дела человека, его предназначение, мотивы предприятий геройских, помыслы человека и его замыслы, все соблазны, подвигающие человека на поступки. Благо человеку, не забывающему о Тебе, сыну человеческому, в Тебе обретающему силу. Ибо ищущие Тебя никогда не оступятся. Не испытает стыда никто из уповающих на Тебя. Разве не вспомнил Ты с любовью о Ноахе и не позаботился о нем в великой милости Твоей, когда навел Ты воды потопа, чтобы уничтожить всякую плоть за злые поступки ее. И все же память о нем предстала перед Тобой, Б-г Всесильный наш, чтобы сделать его потомство многочисленным, как песчинки во вселенной, и тех, кто происходит от него, — многочисленными, как песок морской. Как написано в Торе твоей: «И вспомнил Б-г Ноаха, и всех зверей, и весь скот, что с ним в ковчеге; и навел Б-г ветер на землю, и унялась вода». И написано: «И услышал Б-г стенание их, и вспомнил Б-г завет свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом». И написано: «И Я вспомню завет Мой с Яаковом и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню». И в Твоих священных Писаниях написано: «Г-сподь милостивый и милосердный; Он установил память чудесам Своим; пищу дает Он боящимся Его; вечно помнит союз Свой». И сказано: «Он всегда помнит о союзе, заключенном на тысячу поколений, о союзе Своем». И сказано: «Вспоминал о союзе Своем с ними, и передумывал, по великой милости Своей». И Твоими рабами пророками написано: «Иди и возгласи прямо в уши Иерусалима, говоря: так сказал Г-сподь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, [как] шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной». И написано: «И вспомню Я союз Мой с тобой во дни юности твоей, и восстановлю Я с тобой союз вечный». И сказано: «Разве Эфраим [не] дорогой Мне сын? Разве [не] он любимое дитя? Ведь каждый раз, как Я заговорю о нем, Я долго помню о нем. Поэтому ноет нутро Мое о нем, смилуюсь Я над ним, — сказал Г-сподь». Б-г наш и Б-г отцов наших, пусть поднимется и дойдет... и т.д. до ...Владыка милостивый и милосердный Ты. Вспомни нас добром и позаботься о нас, послав спасение и милосердие с вечных небес. И вспомни ради нас, Б-г Всесильный наш, союз, милость и клятву, которую Ты дал нашему праотцу Аврааму на горе Мория. Взгляни на то, как он связал своего сына Ицхака на жертвеннике, когда одолел он свое милосердие, чтобы от всего сердца выполнить Твою волю. Так пусть Твое милосердие одолеет Твой гнев, и видна станет присущая Тебе милость. И поступи с нами, как велит Твое милосердие, а не как велит следование закону. Ради Имени Твоего великого пусть отступит Твой гнев от народа Твоего, Израиля, от града Твоего и от удела Твоего. Исполни для нас, Б-г Всесильный наш, то, что обещано в Торе Твоей через раба Твоего Моше: «И Я вспомню для них завет с предками, которых Я вывел из земли Египетской пред глазами народов, чтобы быть им Б-гом. Я Г-сподь». Ибо Ты всегда помнишь все забытое, ведь нет забвения перед престолом Славы Твоей, а потому наложение пут на праотца нашего Ицхака припомни потомкам его сегодня. [Благословен Ты, Г-сподь], помнящий союз. Сегодня рождение мира, сегодня проходят перед судом все сотворенные в мире. Как дети или как рабы [Всевышнего они проходят]? Если как дети, то помилуй, как отец милует детей, если же как рабы, то наши глаза к Тебе обращены, пока не сжалишься Ты над нами и не явишь на свет наш приговор! Святой! ברכה שנייה: אתה זוכר מעשה עולם, ופוקד כל יצורי קדם; לפניך נגלו כל תעלומות, והמון נסתרות שמבראשית: כי אין שכחה לפני כיסא כבודך, ואין נסתר מנגד עיניך; אתה זוכר את כל המפעל, וגם כל היצור לא נכחד ממך. הכול גלוי לפניך ה' אלוהינו, צופה ומביט עד סוף כל הדורות: כי תביא חוק זיכרון להיפקד בו, כל רוח ונפש ולהיזכר מעשים רבים והמון ברייות לאין תכלית. מראשית, כזאת הודעת; ומלפנים, אותה גילית. זה היום תחילת מעשיך, זיכרון ליום ראשון: כי חוק לישראל הוא, משפט לאלוהי יעקוב. ועל המדינות — בו ייאמר איזו לחרב איזו לשלום, איזו לרעב איזו לשובע. וברייות — בו ייפקדו להזכירם לחיים, ולמוות. מי לא נפקד ביום הזה, כי זכר כל היצור לפניך בא: מעשה איש ופקודתו, ועלילות מצעדי גבר, מחשבות אדם ותחבולותיו, ויצרי כל מעללי איש. אשרי איש שלא ישכחך, ובן אדם יתאמץ בך: כי דורשיך לעולם לא ייכשלו, וגם לא תכלים לנצח כל החוסים בך. הלא את נוח באהבה זכרת, ותפקדהו בהמון רחמיך בהביאך את מי המבול לשחת כל בשר מפני רוע מעלליהם. על כן זכרונו בא לפניך ה' אלוהינו, להרבות זרעו כעפרות תבל, וצאצאיו כחול הים; ככתוב בתורתך: ויזכור אלוהים את נוח, ואת כל החיה ואת כל הבהמה אשר איתו בתיבה; ויעבר אלוהים רוח על הארץ, וישוכו המים. וכתוב וישמע אלוהים, את נאקתם; ויזכור אלוהים את בריתו, את אברהם את יצחק ואת יעקוב. וכתוב וזכרתי, את בריתי יעקוב; ואף את בריתי יצחק ואף את בריתי אברהם אזכור, והארץ אזכור. ובדברי קודשך כתוב לאמור, זכר עשה, לנפלאותיו; חנון ורחום, ה'. טרף, נתן ליראיו; יזכור לעולם, בריתו. ונאמר זכר לעולם, בריתו; דבר ציווה, לאלף דור. ונאמר ויזכור להם, בריתו; ויינחם, כרוב חסדיו. ועל ידי עבדיך הנביאים כתוב לאמור, הלוך וקראת באוזני ירושלים לאמור — כה אמר ה': זכרתי לך חסד נעורייך, אהבת כלולותייך; לכתך אחריי במדבר, בארץ לא זרועה. וכתוב וזכרתי אני את בריתי אותך, בימי נעורייך; והקימותי לך, ברית עולם. וכתוב הבן יקיר לי אפריים, אם ילד שעשועים — כי מדי דברי בו, זכור אזכרנו עוד; על כן, המו מעיי לו — רחם ארחמנו, נאום ה'. אלוהינו ואלוהי אבותינו, יעלה ויבוא יגיע ייראה . . . כי אל מלך רחום וחנון אתה. וזוכרנו בזיכרון טוב מלפניך, ופוקדנו בפקודת ישועה ורחמים משמי שמי קדם. וזכור לנו ה' אלוהינו את הברית את החסד ואת השבועה, אשר נשבעת לאברהם אבינו בהר המורייה. ותיראה העקידה שעקד את יצחק בנו על גבי המזבח, וכבש רחמיו לעשות רצונך בלבב שלם. כן יכבשו רחמיך את כעסך, וייגלו רחמיך על מידותיך, ותתנהג עימנו במידת רחמים, ואל תתנהג עימנו במידת הדין. ובעבור שמך הגדול, ישוב אפך מעמך ישראל, ומעירך, ומנחלתך. וקיים לנו ה' אלוהינו, את הדבר שהבטחתנו בתורתך על ידי משה עבדך: וזכרתי להם, ברית ראשונים, אשר הוצאתי אותם מארץ מצריים לעיני הגויים להיות להם לאלוהים, אני ה'. כי זוכר כל הנשכחות אתה מעולם, כי אין שכחה לפני כיסא כבודך; ועקידת יצחק אבינו, לזרעו היום תזכור. ברוך אתה ה', זוכר הברית. היום הרת עולם, היום יעמיד במשפט כל יצורי עולמים, אם כבנים, או כעבדים: אם כבנים — רחמנו, כרחם אב על בנים; ואם כעבדים — עינינו לך תלויות עד שתחוננו ותוציא לאור משפטנו, קדוש!
Третье благословение: Ты явил Себя перед народом в облаке Славы Своей, перед Твоим народом избранным, чтобы говорить с ним. Ты дал услышать глас Свой и открылся им в чистом сиянии. И весь мир затрепетал перед Тобой, и все Творения первозданные содрогнулись перед Тобой, когда Ты, Владыка наш, открылся нам на горе Синай, чтобы научить народ Твой Торе и заповедям. Ты дал услышать мощь гласа Твоего и Твои святые речения из огня пламенеющего. С грохотом и молниями Ты открылся им, с гласом шофара явился им. Как написано в Торе Твоей: «И вот, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии и облако густое на горе, и звук шофара весьма сильный; и вздрогнул весь народ, который в стане». И написано: «И звук шофара становился сильнее и сильнее. Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом». И написано: «А весь народ видел громы и пламя, и звук шофара, и гору дымящуюся; и как увидел народ, они вздрогнули и стали поодаль». И в Твоих священных Писаниях написано: «Восходит Б-г под звуки труб, Г-сподь — под звуки шофара». И написано: «Славьте Г-спода-короля под звуки труб и шофаров!». И написано: «Слава Б-гу. Воздайте хвалу Б-гу в святыне Его... и т.д. до ...воздай хвалу Б-гу! Слава Б-гу!». И Твоими рабами пророками сказано: «Все [вы], жители вселенной и обитатели земли! Когда поднят будет знак на горах, увидите, и когда затрубит шофар — услышите». И написано: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Иерусалиме». И написано: «И Г-сподь явится над ними, и выйдет, как молния, стрела Его, и Г-сподь Б-г в шофар затрубит и пойдет в бурях юга. Г-сподь Воинств защищать будет их». Так защити же народ Свой миром Своим. Протруби в большой шофар, возвещая свободу нашу, подними знамя, под которым соберется народ наш, и собери разбросанный между народами народ наш, и рассеянный народ наш собери со всех краев земли. И приведи нас в радости в Сион, град Свой, и для вечного веселья в Иерусалим, в Храм Твой. И там мы выполним перед Тобой то, что Ты заповедал нам в Торе Своей, через раба Твоего Моше: «И в день веселья вашего, и в праздники ваши, и в начале каждого месяца вашего тоже трубите в трубы при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим: Я Г-сподь, Б-г ваш». Ибо Ты всегда слышишь голос шофара и внемлешь голосу трубы, и нет подобного Тебе. Благословен Ты, Г-сподь, слышащий голос трубления народа Твоего, Израиля, сегодня в милосердии. Сегодня рождение мира, сегодня проходят перед судом все сотворенные в мире. Как дети или как рабы [Всевышнего они проходят]? Если как дети, то помилуй, как отец милует детей, если же как рабы, то наши глаза к Тебе обращены, пока не сжалишься Ты над нами и не явишь на свет наш приговор! [...] Святой! ברכה שלישית: אתה נגלית בענן כבודך על עם קודשך, לדבר עימהם; מן השמיים השמעתם קולך, ונגלית עליהם בערפילי טוהר. גם כל העולם כולו חל מלפניך, וברייות בראשית חרדו ממך, בהיגלותך מלכנו על הר סיניי, ללמד לעמך תורה ומצוות. ותשמיעם את הוד קולך, ודיברות קודשך מלהבי אש; בקולות וברקים עליהם נגלית, ובקול שופר עליהם הופעת. ככתוב בתורתך, ויהי ביום השלישי בהיות הבוקר ויהי קולות וברקים וענן כבד על ההר, וקול שופר חזק מאוד; ויחרד כל העם, אשר במחנה. וכתוב ויהי קול שופר, הולך וחזק מאוד; משה ידבר, והאלוהים יעננו בקול. וכתוב וכל העם רואים את הקולות ואת הלפידים ואת קול השופר, ואת ההר עשן; וירא העם וינועו, ויעמדו מרחוק. ובדברי קודשך כתוב לאמור, עלה אלוהים, בתרועה; ה', בקול שופר. וכתוב בחצוצרות, וקול שופר; הריעו, לפני המלך ה'. וכתוב הללו יה — הללו אל, בקודשו; הללוהו, ברקיע עוזו! הללוהו בגבורותיו; הללוהו ברוב גודלו! הללוהו, בתקע שופר; הללוהו, בנבל וכינור! הללוהו, בתוף ומחול; הללוהו, במינים ועוגב! הללוהו, בצלצלי שמע; הללוהו, בצלצלי תרועה! כול הנשמה, תהלל יה; הללו יה! ועל ידי עבדיך הנביאים נאמר, כל יושבי תבל, ושוכני ארץ — כנשוא נס הרים תראו, וכתקוע שופר תשמעו. וכתוב והיה ביום ההוא ייתקע בשופר גדול, ובאו האובדים בארץ אשור והנידחים בארץ מצריים; והשתחוו לה' בהר הקודש, בירושלים. וכתוב וה' עליהם ייראה, ויצא כברק חיצו; וה' אלוהים בשופר יתקע, והלך בסערות תימן. ה' צבאות, יגן עליהם . . . כן תגן על עמך, בשלומך! תקע בשופר גדול לחירותנו, ושא נס לקבץ את כל גלייותינו, וקרב פזורינו מבין הגויים, ונפוצותינו כנס מירכתי ארץ; והביאנו לציון עירך ברינה, ולירושלים בית מקדשך בשמחת עולם. ושם נעשה לפניך, כמצווה עלינו בתורתך על ידי משה עבדך: וביום שמחתכם ובמועדיכם ובראשי חודשיכם, ותקעתם בחצוצרות על עולותיכם ועל זבחי שלמיכם; והיו לכם לזיכרון לפני אלוהיכם, אני ה' אלוהיכם. כי שומע קול שופר אתה מעולם, ומאזין תרועה ואין דומה לך. ברוך אתה ה', שומע קול תרועת עמו ישראל היום ברחמים. היום הרת עולם, היום יעמיד במשפט כל יצורי עולמים, אם כבנים, או כעבדים: אם כבנים — רחמנו, כרחם אב על בנים; ואם כעבדים — עינינו לך תלויות עד שתחוננו ותוציא לאור משפטנו, קדוש!
Промежуточное благословение, произносимое во время поста Йом-Кипур утром, днем и во время молитвы Неила: Ты избрал нас из всех народов [...], и стал благоволить к нам [...] [более] всех языков, и освятил нас Своими заповедями, и приблизил Ты нас, Владыка наш, чтобы мы служили Тебе, и Имя Свое великое и святое нарек на нас. И даровал нам, Б-г Всесильный наш, [...] [это священное собрание], день Искупления этот для прощения и извинения, для искупления, чтобы простить все грехи наши, [с любовью], память об исходе из Египта. Б-г наш и Б-г отцов наших! Пусть поднимется и дойдет… и т.д. до ...Владыка милостивый и милосердный Ты. Б-г наш и Б-г отцов наших, прости наши грехи в этот день поста, Йом-Кипур, сотри и отведи свой взор от наших грехов, как сказано: «Я, Я Тот, кто стирает преступления твои ради Себя, и грехов твоих не вспомню». И сказано: «Я стер, как туман, преступления твои и, как облако, — грехи твои; обратись ко Мне, ибо Я избавил тебя». И написано: «Ибо в сей день искупит вас, чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены». Ибо Ты издревле прощаешь Израилю и извиняешь коленам Йешуруна. И кроме Тебя, нет у нас Владыки прощающего и извиняющего. Б-г наш и Б-г отцов наших, правь над всем миром... и т.д. до ...владычество Его простирается надо всем. Освяти нас Своими заповедями и дай долю в Торе Твоей, насыть нас от благ Твоих, даруй радость душе нашей, ниспослав Избавление, очисть сердце наше, чтобы служить тебе в истине. И речение Твое истинно и существует вовеки. Благословен Ты, Г-сподь, Владыка над всей землею, прощающий и извиняющий грехи народу Своему, дому Израиля, освящающий Израиль и День искупления. ברכה אמצעית של יום צום הכיפורים, בערבית ושחרית ומנחה ונעילה: אתה בחרתנו מכל העמים ורצית בנו מכל הלשונות, וקידשתנו במצוותיך וקירבתנו מלכנו לעבודתך; ושמך הגדול והקדוש, עלינו קראת. ותיתן לנו ה' אלוהינו, את יום מקרא קודש הזה, את יום הכיפורים הזה, למחילה ולסליחה ולכפר בו על כל עוונותינו באהבה — זכר ליציאת מצריים. אלוהינו ואלוהי אבותינו, יעלה ויבוא . . . כי אל מלך רחום וחנון אתה. אלוהינו ואלוהי אבותינו, מחול לעוונותינו ביום צום הכיפורים הזה, מחה והעבר פשעינו מנגד עיניך — כאמור: אנוכי אנוכי הוא מוחה פשעיך, למעני; וחטאותיך, לא אזכור. ונאמר מחיתי כעב פשעיך, וכענן חטאותיך; שובה אליי, כי גאלתיך. וכתוב כי ביום הזה יכפר עליכם, לטהר אתכם; מכול חטאותיכם, לפני ה' תטהרו. כי אתה סלחן לישראל מן העולם, ומחלן לשבטי ישורון; ומבלעדיך, אין לנו מלך מוחל וסולח. אלוהינו ואלוהי אבותינו, מלוך על כל העולם כולו בכבודך . . . ומלכותו בכל משלה. קדשנו במצוותיך ותן חלקנו בתורתך, ושמח נפשנו בישועתך ושבענו מטובך; וטהר ליבנו לעובדך באמת, ודברך אמת וקיים לעד. ברוך אתה ה', מלך על כל הארץ, מוחל וסולח לעוונות עמו בית ישראל, מקדש ישראל ויום הכיפורים.
Промежуточное благословение для молитвы Мусаф в Йом-Кипур: Ты избрал нас из всех народов... и т.д. до ...в память об исходе из Египта. Но за грехи наши... и т.д. до ...ежедневные жертвы вознесения — согласно установленному для них порядку, и дополнительные жертвы — согласно правилам их. И дополнительные жертвы праздничного дня, этого поста Йом-Кипура, мы приготовим и совершим, исполнив заповедь, согласно воле Твоей, как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше. Б-г наш и Б-г отцов наших, прости наши грехи в этот день... и т.д. до ...И кроме Тебя, нет у нас Владыки прощающего и извиняющего. Б-г наш и Б-г отцов наших, царствуй над всем миром... и т.д. до ...владычество Его простирается надо всем. Освяти нас Своими заповедями... и т.д. до ...освящающий Израиль и день Искупления. В народе принято во всех молитвах мусаф после слов «...как предписано Тобою нам в Торе Твоей, записанной рабом Твоим Моше» упоминать жертвоприношения того дня, как они записаны в Торе, и зачитывать соответствующие стихи. Если не упомянул их, то, поскольку произнес «...как предписано Тобою нам в Торе Твоей», зачитывать их не обязан.ברכה אמצעית של מוסף: אתה בחרתנו מכל העמים . . . זכר ליציאת מצריים. ומפני חטאינו . . . תמידין כסדרן ומוספין כהלכתן, ואת מוספי יום מקרא קודש הזה, יום צום הכיפורים הזה, נעשה ונקריב לפניך כמצות רצונך, כמו שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך. אלוהינו ואלוהי אבותינו, מחול לעוונותינו ביום הזה . . . ומבלעדיך, אין לנו מלך מוחל וסולח. אלוהינו ואלוהי אבותינו, מלוך על כל העולם . . . ומלכותו בכל משלה. קדשנו במצוותיך . . . מקדש ישראל ויום הכיפורים. נהגו העם בכל תפילות המוספין, כשהוא אומר כמו שכתבת עלינו בתורתך על ידי משה עבדך, מזכיר קרבנות אותו היום כמו שהן כתובין בתורה, וקורא אותן הפסוקים; ואם לא הזכיר, כיון שאמר כמו שכתבת עלינו בתורתך, שוב אינו צריך.
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter