СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 12:26

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым. Гл. 3

1. Следующие объекты передают ритуальную нечистоту при прикосновении к ним, переноске или нахождении под одной крышей: 1) труп, даже мертворожденный плод, конечности которого не прикрепились к телу сухожилиями; 2) часть плоти трупа размером с оливку; 3) часть гнилой плоти размером с оливку; 4) конечность живого человека, имеющая необходимое количество плоти; 5) конечность трупа, имеющая необходимое количество плоти, 6) хребет трупа, 7) его череп, 8) большая часть его скелета, 10) большая часть количества его костей, 11) четвертая часть кава костей в любом случае, даже если они не составляют большую часть структуры количества костей трупа, 12) четверть лога крови, и 13) четверть лога крови «посмертной крови» — всего двенадцать сущностей. אֵלוּ מְטַמְּאִין בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל. הַמֵּת אֲפִלּוּ נֵפֶל שֶׁלֹּא נִתְקַשְּׁרוּ אֵיבָרָיו בְּגִידִין. וּכְזַיִת מִבְּשַׂר הַמֵּת. וּכְזַיִת נֶצֶל. וְאֵיבָר מִן הַחַי. וְאֵיבָר מִן הַמֵּת שֶׁיֵּשׁ עֲלֵיהֶם בָּשָׂר כָּרָאוּי. וְהַשִּׁדְרָה וְהַגֻּלְגּלֶת. וְרֹב בִּנְיָנוֹ וְרֹב מִנְיָנוֹ. וְרֹבַע עֲצָמוֹת מִכָּל מָקוֹם אַף עַל פִּי שֶׁאֵין בָּהֶן לֹא רֹב בִּנְיָן וְלֹא רֹב מִנְיָן. וּרְבִיעִית דַּם. וּרְבִיעִית דַּם תְּבוּסָה. הַכּל שְׁתֵּים עֶשְׂרֵה:
2. Следующие объекты передают ритуальную нечистоту, если к ним прикасаются или их несут, но не тогда, когда один из них находится под той же крышей: 1) конечность живого человека, у которой недостаточно плоти для самовосстановления; 2) конечность трупа, у которой отсутствует либо плоть, либо кость, и у нее недостаточно плоти для самовосстановления, либо отсутствует кость, даже если у нее достаточно плоти для самовосстановления, 3) хребет, который лишен и не имеет четверти кава костей, 4) череп, который лишен и не имеет четверти кава костей, 5) кость, даже если она размером с ячменное зерно, 6) земля народов и 7) распаханная могила — всего семь сущностей. וְאֵלּוּ מְטַמְּאִין בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וְאֵין מְטַמְּאִין בְּאֹהֶל. אֵיבָר מִן הַחַי שֶׁחָסַר בְּשָׂרוֹ וְאֵין בּוֹ לְהַעֲלוֹת אֲרוּכָה. וְאֵיבָר מִן הַמֵּת שֶׁחָסַר בְּשָׂרוֹ אוֹ עַצְמוֹ וְלֹא נִשְׁאַר בָּשָׂר כְּדֵי לְהַעֲלוֹת אֲרוּכָה אוֹ שֶׁחָסַר הָעֶצֶם אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ עָלָיו בָּשָׂר כְּדֵי לְהַעֲלוֹת אֲרוּכָה. וְהַשִּׁדְרָה שֶׁחָסְרָה וְאֵין בָּהּ רֹבַע עֲצָמוֹת. וְהַגֻּלְגּלֶת שֶׁחָסְרָה וְאֵין בָּהּ רֹבַע עֲצָמוֹת. וְעֶצֶם אֲפִלּוּ כִּשְׂעוֹרָה. וְאֶרֶץ הָעַכּוּ''ם. וּבֵית הַפְּרָס. הַכּל שֶׁבַע:
3. Могильный камень и его опоры передают ритуальную нечистоту при прикосновении к ним или при нахождении под одним и тем же навесом, например, в могиле. Они не наделяются ритуальной нечистотой, когда их несут. Разложившаяся масса трупа наделяется ритуальной нечистотой, когда ее несут или, когда человек находится под тем же укрытием. Она не придает ритуальной нечистоты, когда к ней прикасаются. Мне кажется, что ритуальная нечистота, передаваемая четвертью кава костей, когда человек находится под тем же строением, четверть лога крови, конечность, не имеющая достаточного количества плоти, будь то от трупа или от живого человека, не имеет священного происхождения, о чем свидетельствует тот факт, что назорею не нужно брить волосы из-за них, как мы объяснили в «Законах назореев». Также человек не несет ответственности за вход в Храм после заражения такой нечистотой, а когда человек нечист из-за нечистоты, имеющей происхождение из Торы, он несет ответственность за вход в Храм. Поэтому я утверждаю, что все источники трупной нечистоты, которые не требуют от назорея бриться, не имеют писаного происхождения. הַגּוֹלֵל וְהַדּוֹפֵק מְטַמְּאִין בְּמַגָּע וּבְאֹהֶל כְּקֶבֶר וְאֵינָן מְטַמְּאִין בְּמַשָּׂא. הָרֶקֶב מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא וּבְאֹהֶל וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע. טֻמְאַת רֹבַע עֲצָמוֹת בְּאֹהֶל וְטֻמְאַת רְבִיעִית דָּם וְטֻמְאַת אֵיבָר שֶׁאֵין עָלָיו בָּשָׂר כָּרָאוּי בֵּין מִן הַמֵּת בֵּין מִן הַחַי יֵרָאֶה לִי שֶׁכֻּלָּן טֻמְאָתָן אֵינָן דִּין תּוֹרָה שֶׁהֲרֵי אֵין הַנָּזִיר מְגַלֵּחַ עֲלֵיהֶן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּנְזִירוּת וְאֵין חַיָּבִין עֲלֵיהֶן עַל בִּיאַת הַמִּקְדָּשׁ. וְעַל טָמֵא בְּטֻמְאָה שֶׁל תּוֹרָה חַיָּב עַל בִּיאַת הַמִּקְדָּשׁ. לְפִיכָךְ אֲנִי אוֹמֵר שֶׁכָּל טֻמְאָה מִן הַמֵּת שֶׁאֵין הַנָּזִיר מְגַלֵּחַ עָלֶיהָ אֵינָהּ דִּין תּוֹרָה:
4. Разложившаяся масса трупа не передает ритуальной нечистоты, если он не был похоронен обнаженным в гробу из мрамора, стекла или т.п. и был абсолютно целым во время погребения. Если у трупа отсутствовали конечности, он был похоронен в одежде или в гробу из дерева или металла, то разложившаяся масса не придает ритуальной нечистоты. Это объясняется тем, что гниль одежды или дерева и ржавчина металла смешаются с разложившейся массой трупа. Когда любое количество земли смешивается с разложившейся массой трупа, она остается нечистой. Эти законы гниения применимы только к трупу того, кто умер естественной смертью. Они не распространяются на того, кто был заклан. אֵין רֶקֶב הַמֵּת מְטַמֵּא עַד שֶׁיִּקָּבֵר עָרֹם בְּאָרוֹן שֶׁל שַׁיִשׁ אוֹ שֶׁל זְכוּכִית וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְיִהְיֶה כֻּלּוֹ שָׁלֵם. חָסֵר מִמֶּנּוּ אֵיבָר אוֹ שֶׁנִּקְבַּר בִּכְסוּתוֹ אוֹ בְּאָרוֹן שֶׁל עֵץ אוֹ שֶׁל מַתֶּכֶת אֵין רִקְבּוֹ טָמֵא מִפְּנֵי שֶׁרֶקֶב הַכְּסוּת אוֹ רֶקֶב הָעֵץ אוֹ חֲלוּדַת הַמַּתֶּכֶת תִּתְעָרֵב בְּרֶקֶב גְּוִיָּתוֹ. וְרֶקֶב הַמְטַמֵּא שֶׁנִּתְעָרֵב בּוֹ עָפָר כָּל שֶׁהוּא הֲרֵי הוּא בְּטֻמְאָתוֹ. וְלֹא אָמְרוּ רֶקֶב אֶלָּא לְמֵת בִּלְבַד אֲבָל הָרוּג אֵין לוֹ רֶקֶב:
5. Если два трупа похоронены вместе, волосы или ногти покойного были обрезаны и затем похоронены вместе с ним, или беременная женщина была похоронена вместе с плодом, который она носила, законы о гнилой плоти не применяются. קָבְרוּ שְׁנֵי מֵתִים כְּאֶחָד אוֹ שֶׁגָּזְזוּ שְׂעָרוֹ אוֹ צִפָּרְנָיו וּקְבָרוּם עִמּוֹ אוֹ שֶׁקָּבְרוּ אִשָּׁה מְעֻבֶּרֶת וְעֻבָּרָהּ בְּמֵעֶיהָ אֵין לָהֶם רֶקֶב:
6. Если истолочь труп до тех пор, пока он не превратится в разложившуюся массу, то он не будет нести в себе примесь гнилой плоти. Эти законы не действуют, если труп не разлагается в результате естественного процесса. טָחַן הַמֵּת עַד שֶׁנַּעֲשָׂה רֶקֶב אֵינוֹ מְטַמֵּא עַד שֶׁיַּרְקִיב מֵאֵלָיו:
7. Если кто-то измельчил труп, а затем оставил его останки до естественного разложения, или часть тела разложилась при жизни человека, он умер, а затем все тело разложилось, существует неразрешенное сомнение относительно постановления. Следовательно, если человек становится нечистым из-за двух горстей этой гнилой плоти, он должен считать себя нечистым из-за этого неразрешенного сомнения. טְחָנוֹ כֻּלּוֹ וְהִנִּיחוֹ עַד שֶׁיַּרְקִיב אוֹ שֶׁהִרְקִיב מִקְצָתוֹ כְּשֶׁהוּא חַי וּמֵת וְהִרְקִיב כֻּלּוֹ הֲרֵי זֶה סָפֵק. וְאִם נִטְמָא לִמְלֹא חָפְנַיִם מֵרֶקֶב זֶה הֲרֵי זֶה טָמֵא בְּסָפֵק:
8. Следующий закон действует, если под трупом или в могиле найдено две горсти земли и более, и неизвестно, из чего она состоит: является ли это гнилой плотью, придающей нечистоту при нахождении под одним укрытием, или это просто земля, испачканная гнилой плотью и кровью трупа. Он придает нечистоту, когда его несут и когда человек находится под одним и тем же навесом, потому что эта масса, которая больше двух горстей, содержит две полные горсти гнилой плоти. Мне кажется, что и эта нечистота установлена мудрецами. מְלֹא חָפְנַיִם וְעוֹד מֵעָפָר הַנִּמְצָא תַּחַת הַמֵּת אוֹ מֵעָפָר הַנִּמְצָא בְּקֶבֶר וְאֵין יָדוּעַ מַה טִּיבוֹ אִם הוּא רֶקֶב שֶׁמְּטַמֵּא בְּאֹהֶל אוֹ אֵינוֹ אֶלָּא עָפָר שֶׁנִּתְלַכְלֵךְ בְּנֶצֶל הַמֵּת וְדָמוֹ. הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא וּבְאֹהֶל שֶׁהֲרֵי יֵשׁ בִּמְלֹא חָפְנַיִם וְעוֹד מְלֹא חָפְנַיִם רֶקֶב. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁאַף זוֹ טֻמְאָה מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
9. Если труп был сожжен, а его скелет — то есть позвоночник и ребра — целы, он передает нечистоту, как и весь труп. Само собой разумеется, это относится и к тому случаю, когда плоть просто обуглилась. Если же она сгорела до такой степени, что ее форма уничтожена, то она ритуально чиста. Точно так же, если выкидыш эмбриона, у которого уже начали формироваться конечности, смешать с водой, он будет чист, потому что его форма была уничтожена. הַמֵּת שֶׁנִּשְׂרַף וְשִׁלְדּוֹ קַיֶּמֶת וְהוּא הַשִּׁדְרָה וְהַצְּלָעוֹת הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא כְּמֵת שָׁלֵם וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם נֶחְרַךְ. אֲבָל אִם נִשְׂרַף עַד שֶׁנִּתְבַּלְבְּלָה צוּרַת תַּבְנִיתוֹ טָהוֹר. וְכֵן שַׁפִּיר מְרֻקָּם שֶׁטְּרָפוֹ בְּמַיִם טָהוֹר שֶׁהֲרֵי נִתְבַּלְבְּלָה צוּרָתוֹ:
10. Если плоть трупа превратилась в порошок, похожий на муку, она становится ритуально чистой. Аналогично, пепел трупов, которые были сожжены, является ритуально чистым. Точно так же черви, которые появляются на свет из плоти трупа, будь они живые или мертвые, являются ритуально чистыми. Мы уже объясняли, что костный мозг считается плотью во всех случаях, будь то труп человека или туша животного или пресмыкающихся. בְּשַׂר הַמֵּת שֶׁנִּפְרַךְ וְנַעֲשָׂה כְּקֶמַח טָהוֹר וְכֵן אֵפֶר הַשְּׂרוּפִין טָהוֹר וְכֵן הַתּוֹלָעִים הַנֶּהֱוִין מִבְּשַׂר הַמֵּת בֵּין חַיִּים בֵּין מֵתִים טְהוֹרִין. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהַמֹּחַ כְּבָשָׂר בְּכָל מָקוֹם בֵּין בְּמֵת בֵּין בִּנְבֵלָה וְשֶׁרֶץ:
11. Кожа человека считается его плотью. Если она была обработана полностью или по ней топтались, как это необходимо для обработки, она считается чистой по Торе. Однако, согласно постановлению мудрецов, порция размером с оливку придает ей нечистоту, как и плоть трупа. Это постановление, принятое для того, чтобы люди не привыкали обрабатывать человеческую кожу и использовать ее. עוֹר הָאָדָם כִּבְשָׂרוֹ וְאִם עִבְּדוֹ כָּל צָרְכּוֹ אוֹ הִלֵּךְ בּוֹ כְּדֵי עֲבוֹדָה הֲרֵי זֶה טָהוֹר מִן הַתּוֹרָה. אֲבָל מִדִּבְרֵיהֶם מְטַמֵּא בִּכְזַיִת כִּבְשַׂר הַמֵּת גְּזֵרָה שֶׁלֹּא לְהַרְגִּיל בְּנֵי אָדָם לְעַבֵּד עוֹרוֹת הָאָדָם וְיִשְׁתַּמְּשׁוּ בָּהֶן:
12. Кожа, которая появляется на лице младенца при рождении, независимо от того, выживут ли он и его мать при родах, или он и его мать умрут в процессе рождения, считается ритуально чистой. Это объясняется тем, что она подобна отходам производства, как грязь, рвота или тому подобное. עוֹר הַבָּא כְּנֶגֶד פָּנָיו שֶׁל אָדָם כְּשֶׁיִּוָּלֵד בֵּין שֶׁהָיָה חַי וְאִמּוֹ חַיָּה בֵּין שֶׁנּוֹלַד מֵת וְאִמּוֹ מֵתָה הֲרֵי זֶה טָהוֹר מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּמוֹ פֶּרֶשׁ אוֹ צוֹאָה וְקִיא וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן:
13. Каждый элемент трупа нечист, за исключением зубов, волос и ногтей, так как они заменяются. Пока они прикреплены к телу, все они нечисты. Что подразумевается? Когда труп находится снаружи дома, а его волосы, прикрепленные к телу, внутри, все в доме становится нечистым. Аналогично, тот, кто прикасается к волосам, зубам или ногтям, когда они прикреплены к трупу, становится нечистым. Если волосы умершего были готовы к стрижке или ногти были готовы к обрезанию, их статус вызывает сомнение, поскольку они готовы к отрезанию. Поэтому тот, кто прикасается к ним, считается ритуально нечистым из-за сомнения. Любая жидкость, вытекающая из трупа, чиста, кроме его крови. Любая жидкость цвета крови, вытекающая из трупа, является нечистой, как мы уже объясняли. Почему же в отношении жидкостей, вытекающих из трупа, не было принято постановление, как это было сделано в отношении жидкостей, вытекающих из других нечистых людей? Поскольку все отходят от трупа, они не сочли нужным принять постановление относительно жидкостей, вытекающих из него. כָּל שֶׁבַּמֵּת טָמֵא חוּץ מִן הַשִּׁנַּיִם וְהַשֵּׂעָר וְהַצִּפֹּרֶן הוֹאִיל וְגִזְעָן מַחְלִיף. וּבִשְׁעַת חִבּוּרָן הַכּל טָמֵא. כֵּיצַד. הַמֵּת בַּחוּץ וּשְׂעָרוֹ בְּתוֹךְ הַבַּיִת נִטְמָא כָּל אֲשֶׁר בַּבַּיִת. וְכֵן הַנּוֹגֵעַ בִּשְׂעָרוֹ אוֹ בְּשִׁנָּיו אוֹ בְּצִפָּרְנָיו כְּשֶׁהֵן מְחֻבָּרִין נִטְמָא. שְׂעָרוֹ הָעוֹמֵד לְהִגָּזֵז וְצִפָּרְנָיו הָעוֹמְדִים לְהִנָּטֵל הוֹאִיל וְהֵן עוֹמְדִין לְהִנָּטֵל יֵשׁ בָּהֶן סָפֵק לְפִיכָךְ הַנּוֹגֵעַ בָּהֶן הֲרֵי הוּא סְפֵק טָמֵא. כָּל מַשְׁקֶה הַיּוֹצֵא מִן הַמֵּתִים טָהוֹר חוּץ מִדָּמוֹ. וְכָל מַרְאֵה דָּמִים מִן הַמֵּת טָמֵא כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וּמִפְּנֵי מָה לֹא גָּזְרוּ עַל מַשְׁקֶה הַמֵּת כְּדֶרֶךְ שֶׁגָּזְרוּ עַל מַשְׁקִין הַיּוֹצְאִין מִכָּל הַטְּמֵאִין מִפְּנֵי שֶׁהַמֵּת הַכּל בְּדֵלִין מִמֶּנּוּ לֹא גָּזְרוּ עַל מַשְׁקָיו:
14. Если печень разложилась, четверть лога из нее придает нечистоту, потому что он считается подобным крови, которая свернулась. Если вся кровь младенца вытекает, но не составляет четверть лога, она чиста, даже если в нее входит вся кровь его тела. כָּבֵד שֶׁנִּמּוֹחָה מְטַמְּאָה בִּרְבִיעִית מִפְּנֵי שֶׁהִיא כְּדָם נִקְפָּה. דַּם קָטָן שֶׁיָּצָא כֻּלּוֹ אִם אֵין בּוֹ רְבִיעִית טָהוֹר אַף עַל פִּי שֶׁהוּא כָּל דָּם שֶׁבּוֹ:
15. Если не хватает даже малейшего количества этих мер, субстанции чисты: 1) четверть лога крови; 2) кусок кости размером с ячменное зерно; 3) часть плоти размером с оливку; 4) часть гнилой плоти размером с оливку; 5) две горсти гнилой плоти и 6) конечность живого человека, от которой не хватило малейшей части кости. וְאֵלּוּ אִם חָסְרוּ כָּל שֶׁהוּא טְהוֹרִים. רְבִיעִית דָּם. וְעֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה. וּכְזַיִת בָּשָׂר. וּכְזַיִת נֶצֶל. וּמְלֹא חָפְנַיִם רֶקֶב. וְאֵיבָר מִן הַחַי שֶׁחָסַר מֵעַצְמוֹ כָּל שֶׁהוּא:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter