СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 20:05

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о наследовании. Гл. 6

1. Не может человек может передавать имущество в наследство человеку, который недостоин наследовать, и не может лишать законного наследника возможности наследовать. Это следует из стиха в отрывке о наследовании («Бамидбар» 27:11): «И будет для сынов Израиля законом правовым». Этот стих подразумевает, что этот закон никогда не изменится, и в отношении него не может быть сделано никаких оговорок. Независимо от того, делал ли человек заявления, будучи здоровым или на смертном одре, устно или письменно, это не имеет никакого значения. אֵין אָדָם יָכוֹל לְהוֹרִישׁ לְמִי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לְיָרְשׁוֹ וְלֹא לַעֲקֹר הַיְרֻשָּׁה מִן הַיּוֹרֵשׁ אַף עַל פִּי שֶׁזֶּה מָמוֹן הוּא. לְפִי שֶׁנֶּאֱמַר בְּפָרָשַׁת נְחָלוֹת (במדבר כז יא) «וְהָיְתָה לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל לְחֻקַּת מִשְׁפָּט» לוֹמַר שֶׁחֻקָּה זוֹ לֹא נִשְׁתַּנָּה וְאֵין הַתְּנַאי מוֹעִיל בָּהּ. בֵּין שֶׁצִּוָּה וְהוּא בָּרִיא בֵּין שֶׁהָיָה שְׁכִיב מֵרַע בֵּין עַל פֶּה בֵּין בִּכְתָב אֵינוֹ מוֹעִיל:
2. Таким образом, если человек заявляет: «Такой-то — мой сын-первенец, он не должен получить двойную долю» или: «Мой сын такой-то не должен наследовать мое имущество вместе со своими братьями», то его заявления не имеют никакого значения. Точно так же, если он говорит: «Пусть, такой-то унаследует мое имущество», если у умирающего есть дочь, или «пусть моя дочь унаследует мое имущество», если у него есть сын, его высказывания не имеют никакого значения. Аналогичные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Если же у человека было много наследников — например, много сыновей, братьев или много дочерей — и он, находясь на смертном одре, сказал: «Из всех моих братьев только мой брат такой-то должен наследовать мое имущество» или «Из всех моих дочерей только моя дочь такая-то должна наследовать мое имущество», то его слова обязательны для исполнения. Это касается как устных, так и письменных заявлений. Однако если он заявляет: «Мой сын, такой-то должен быть моим единственным наследником», действуют другие правила. Если он сделал это заявление устно, то его слова обязательны к исполнению. Если же он составил документ о том, что все его имущество должно быть передано одному сыну, то считается, что он просто назначил его опекуном, как объясняется. לְפִיכָךְ הָאוֹמֵר אִישׁ פְּלוֹנִי בְּנִי בְּכוֹרִי לֹא יִטּל פִּי שְׁנַיִם. אִישׁ פְּלוֹנִי בְּנִי לֹא יִירַשׁ עִם אֶחָיו. לֹא אָמַר כְּלוּם. אִישׁ פְּלוֹנִי יִירָשֵׁנִי בְּמָקוֹם שֶׁיֵּשׁ לוֹ בַּת. בִּתִּי תִּירָשֵׁנִי בְּמָקוֹם שֶׁיֵּשׁ לוֹ בֵּן. לֹא אָמַר כְּלוּם. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. אֲבָל הָיוּ לוֹ יוֹרְשִׁין רַבִּים כְּגוֹן בָּנִים רַבִּים אוֹ אַחִים אוֹ בָּנוֹת וְאָמַר כְּשֶׁהוּא שְׁכִיב מֵרַע פְּלוֹנִי אָחִי יִירָשֵׁנִי מִכְּלַל אֶחַי אוֹ בִּתִּי פְּלוֹנִית תִּירָשֵׁנִי מִכְּלַל בְּנוֹתַי דְּבָרָיו קַיָּמִין בֵּין שֶׁאָמַר עַל פֶּה בֵּין שֶׁכָּתַב בִּכְתָב. אֲבָל אִם אָמַר פְּלוֹנִי בְּנִי יִירָשֵׁנִי לְבַדּוֹ אִם אָמַר עַל פֶּה דְּבָרָיו קַיָּמִין. אֲבָל אִם כָּתַב כָּל נְכָסָיו לִבְנוֹ לֹא עָשָׂהוּ אֶלָּא אַפּוֹטְרוֹפּוֹס כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
3. Если человек заявляет: «Такой-то, мой сын, должен унаследовать половину моего имущества, а другие мои сыновья — другую половину», его слова обязательны. Если же он заявляет: «Мой первенец должен наследовать как обычный сын» или «Мой первенец не должен получать двойную долю среди своих братьев», его слова не имеют никакого значения. Это следует из сказанного в Торе (Дварим 21:16-17): «Не может он дать право первородства сыну любимой (жены) при первородном сыне нелюбимой. Но первородного сына нелюбимой признает». אָמַר פְּלוֹנִי בְּנִי יִירַשׁ חֲצִי נְכָסַי וּשְׁאָר בָּנַי הַחֵצִי דְּבָרָיו קַיָּמִין. אֲבָל אִם אָמַר הַבְּכוֹר יִירַשׁ כַּפָּשׁוּט אוֹ שֶׁאָמַר לֹא יִירַשׁ פִּי שְׁנַיִם עִם אֶחָיו לֹא אָמַר כְּלוּם שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כא טז) «לֹא יוּכַל לְבַכֵּר אֶת בֶּן הָאֲהוּבָה עַל פְּנֵי בֶן הַשְּׂנוּאָה הַבְּכֹר» (דברים כא יז) «כִּי אֶת הַבְּכֹר בֶּן הַשְּׂנוּאָה יַכִּיר»:
4. Если человек, пожелавший завещать свое имущество, был здоров, он не может увеличить или уменьшить ни долю первенца, ни долю других наследников. וְאִם הָיָה בָּרִיא אֵינוֹ יָכוֹל לְהוֹסִיף וְלֹא לִגְרֹעַ לֹא לַבְּכוֹר וְלֹא לְאֶחָד מִשְּׁאָר הַיּוֹרְשִׁין:
5. В каких случаях применяется вышеуказанное положение? Если завещатель использует выражение «унаследовать». Однако если он дарит подарок, его заявления обязательны к исполнению. Соответственно, если человек устно распределяет свое имущество между сыновьями на пороге смерти, его заявления имеют обязательную силу, даже если он отдал большую часть одному, уменьшил долю другого и приравнял долю первенца к долям остальных сыновей. Если же он использовал формулировку, говорящую о «наследовании», то его заявления не имеют никакого значения. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁאָמַר בִּלְשׁוֹן יְרֻשָּׁה. אֲבָל אִם נָתַן מַתָּנָה דְּבָרָיו קַיָּמִין. לְפִיכָךְ הַמְחַלֵּק נְכָסָיו עַל פִּיו לְבָנָיו כְּשֶׁהוּא שְׁכִיב מֵרַע רִבָּה לְאֶחָד וּמִעֵט לְאֶחָד וְהִשְׁוָה לָהֶן הַבְּכוֹר דְּבָרָיו קַיָּמִין. וְאִם אָמַר מִשּׁוּם יְרֻשָּׁה לֹא אָמַר כְּלוּם:
6. Если при распределении своего имущества человек написал, что отдает свое имущество в подарок, будь то в начале, середине или конце его слов, то это заявление является обязательным, даже если он также упомянул о наследстве. Что подразумевается? Человек сказал: «Пусть это и это поле отдадут такому-то, сыну моему, и пусть он унаследует его», «Пусть он унаследует это и это поле, пусть отдадут ему и пусть он унаследует его» или «Пусть он унаследует его и пусть отдадут ему». Поскольку он упомянул подарок, даже если он говорил о наследстве в начале или в конце своих высказываний, его слова обязательны к исполнению. Аналогично, если он распределял три поля между тремя разными наследниками и сказал: «Пусть, такой-то унаследует, такое-то поле. Это и это поле должно быть отдано такому-то, а такой-то должен унаследовать такое-то поле», то предполагаемые получатели приобретают подарки, даже если в отношении одного человека была использована формулировка, указывающая на наследование, а в отношении другого — формулировка, указывающая на подарок. Это правило действует при условии, что человек, завещавший имущество, не делал значительной паузы между своими высказываниями. Если же он сделал паузу, то должен упомянуть о дарении в отношении всех трех лиц. כָּתַב בֵּין בַּתְּחִלָּה בֵּין בָּאֶמְצַע בֵּין בַּסּוֹף מִשּׁוּם מַתָּנָה אַף עַל פִּי שֶׁהִזְכִּיר לְשׁוֹן יְרֻשָּׁה בַּתְּחִלָּה וּבַסּוֹף דְּבָרָיו קַיָּמִין. כֵּיצַד. תִּנָּתֵן שָׂדֶה פְּלוֹנִי לִפְלוֹנִי בְּנִי וְיִירָשֶׁנָּה. אוֹ שֶׁאָמַר יִירָשֶׁנָּה וְתִנָּתֵן לוֹ וְיִירָשֶׁנָּה. אוֹ יִירָשֶׁנָּה וְתִנָּתֵן לוֹ. הוֹאִיל וְיֵשׁ שָׁם לְשׁוֹן מַתָּנָה אַף עַל פִּי שֶׁהִזְכִּיר לְשׁוֹן יְרֻשָּׁה בַּתְּחִלָּה וּבַסּוֹף דְּבָרָיו קַיָּמִין. וְכֵן אִם הָיוּ שָׁלֹשׁ שָׂדוֹת לִשְׁלֹשָׁה יוֹרְשִׁין וְאָמַר יִירַשׁ פְּלוֹנִי שָׂדֶה פְּלוֹנִית וְתִנָּתֵן לִפְלוֹנִי שָׂדֶה פְּלוֹנִית וְיִירַשׁ פְּלוֹנִי שָׂדֶה פְּלוֹנִית קָנוּ. אַף עַל פִּי שֶׁזֶּה שֶׁאָמַר לוֹ בִּלְשׁוֹן יְרֻשָּׁה אֵינוֹ זֶה שֶׁאָמַר לוֹ בִּלְשׁוֹן מַתָּנָה. וְהוּא שֶׁלֹּא יִשְׁהֶה בֵּין אֲמִירָה לַאֲמִירָה כְּדֵי דִּבּוּר. אֲבָל אִם שָׁהָה צָרִיךְ שֶׁיְּהֵא לְשׁוֹן הַמַּתָּנָה מְעֹרָב בִּשְׁלָשְׁתָּן:
7. Что подразумевается? Если формулировка с упоминанием дара была в середине, то он должен сказать: «Такой-то, такой-то и такой-то должны наследовать такое-то поле, такое-то поле и такое-то поле, которое я дал им в подарок, и они должны наследовать его». Если формулировка с упоминанием подарка была в начале, то он должен сказать: «Пусть это и это поле, это и это поле, и это и это поле будет дано такому-то, такому-то и такому-то, и пусть они наследуют его». Если формулировка с упоминанием подарка была в конце, то он должен сказать: «Пусть такой-то, такой-то и такой-то наследуют такое-то поле, такое-то поле и такое-то поле, которые я подарил им в качестве подарка». כֵּיצַד. אִם הָיָה לְשׁוֹן הַמַּתָּנָה בָּאֶמְצַע יֹאמַר פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי יִירְשׁוּ שָׂדֶה פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי שֶׁנְּתַתִּים לָהֶן בְּמַתָּנָה וְיִירָשׁוּם. וְאִם הָיָה לְשׁוֹן הַמַּתָּנָה בַּתְּחִלָּה יֹאמַר תִּנָּתֵן שָׂדֶה פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי לִפְלוֹנִי וּפְלוֹנִי וְיִירָשׁוּם. וְאִם הָיָה לְשׁוֹן הַמַּתָּנָה בַּסּוֹף יֹאמַר יִירַשׁ פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי (וּפְלוֹנִי) שָׂדֶה פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי (וּפְלוֹנִי) שֶּׁנְּתַתִּים לָהֶן בְּמַתָּנָה:
8. Хотя право мужа на наследование имущества жены является постановлением мудрецов, наши мудрецы подкрепили свои слова и придали им силу закона Торы. Следовательно, условие, в котором муж отказывается от своего права на наследство, не имеет силы, если только он не сделал это условие во время посвящения женщины, как мы объяснили в «Законах супружества». יְרֻשַּׁת הַבַּעַל אַף עַל פִּי שֶׁהִיא מִדִּבְרֵיהֶם עָשׂוּ חִזּוּק לְדִבְרֵיהֶם כְּשֶׁל תּוֹרָה. וְאֵין הַתְּנַאי מוֹעִיל בָּהּ אֶלָּא אִם כֵּן הִתְנָה עִמָּהּ כְּשֶׁהִיא אֲרוּסָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת אִישׁוּת:
9. В соответствии с законом Торы, нееврей наследует имущество своего отца. Что касается другого наследства, мы позволяем им следовать своим обычаям. הָעַכּוּ''ם יוֹרֵשׁ אֶת אָבִיו דְּבַר תּוֹרָה. אֲבָל שְׁאָר יְרֻשּׁוֹתֵיהֶן מַנִּיחִין אוֹתוֹ לְפִי מִנְהָגָם:
10. Новообращенный не наследует имущество своего отца, нееврея. Тем не менее, наши мудрецы предписали, чтобы он мог унаследовать это имущество в том виде, в котором имел право ранее, чтобы он не вернулся к восстанию против Б-га. Мне кажется, что в отношении этого наследства можно сделать оговорку, поскольку нееврей не обязан принимать постановления наших мудрецов. Нееврей не наследует имущество своего отца, новообращенного, как и новообращенный не наследует имущество другого новообращенного, ни по закону Торы, ни по постановлению мудрецов. וְהַגֵּר אֵינוֹ יוֹרֵשׁ אֶת אָבִיו הָעַכּוּ''ם אֶלָּא מִדִּבְרֵיהֶם תִּקְּנוּ לוֹ שֶׁיִּירַשׁ כְּשֶׁהָיָה שֶׁמָּא יַחְזֹר לְמִרְדּוֹ. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁתְּנַאי מוֹעִיל בִּירֻשָּׁה זוֹ הוֹאִיל וְאֵין הָעַכּוּ''ם מְחֻיָּב לַעֲמֹד בְּתַקָּנַת חֲכָמִים. וְאֵין הָעַכּוּ''ם יוֹרֵשׁ אֶת אָבִיו הַגֵּר וְלֹא גֵּר יוֹרֵשׁ אֶת גֵּר לֹא מִדִּבְרֵי תּוֹרָה וְלֹא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
11. Если человек отдает свое имущество другим, забирая его у своих наследников, то даже если наследники не ведут себя по отношению к нему должным образом, то тем не менее, получатели приобретают все, что им было дано. Благочестивому человеку свойственно не выступать в качестве свидетеля в отношении завещания, по которому имущество отбирается у наследника. Это относится даже к тем случаям, когда имущество отбирается у сына, который не ведет себя должным образом, и передается брату, который мудр и ведет себя должным образом. כָּל הַנּוֹתֵן נְכָסָיו לַאֲחֵרִים וְהִנִּיחַ הַיּוֹרְשִׁין. אַף עַל פִּי שֶׁאֵין הַיּוֹרְשִׁין נוֹהֲגִין (בּוֹ) כַּשּׁוּרָה אֵין רוּחַ חֲכָמִים נוֹחָה הֵימֶנּוּ. וְזָכוּ הָאֲחֵרִים בְּכָל מַה שֶּׁנָּתַן לָהֶן. מִדַּת חֲסִידוּת הִיא שֶׁלֹּא יָעִיד אָדָם חָסִיד בְּצַוָּאָה שֶׁמַּעֲבִירִין בּוֹ הַיְרֻשָּׁה מִן הַיּוֹרֵשׁ אֲפִלּוּ מִבֵּן שֶׁאֵינוֹ נוֹהֵג כַּשּׁוּרָה לְאָחִיו חָכָם וְנוֹהֵג כַּשּׁוּרָה:
12. Если еврей отрекся от своей веры, он сохраняет право наследовать имущество своих еврейских родственников, как и раньше. Однако если суд сочтет нужным лишить его денег и наказать его, не позволив ему получить наследство, чтобы не усиливать злодеев, то он имеет такую власть. Если у него есть дети среди еврейского народа, то наследство, причитающееся их отцу-отступнику, должно быть отдано им. Таков обычай, которому всегда следуют на западе. יִשְׂרָאֵל שֶׁהֵמִיר יוֹרֵשׁ אֶת קְרוֹבָיו הַיִּשְׂרְאֵלִים כְּשֶׁהָיָה. וְאִם רָאוּ בֵּית דִּין לְאַבֵּד אֶת מָמוֹנוֹ וּלְקָנְסוֹ שֶׁלֹּא יִירַשׁ כְּדֵי שֶׁלֹּא לְחַזֵּק אֶת יְדֵיהֶם הָרְשׁוּת בְּיָדָן. וְאִם יֵשׁ לוֹ בָּנִים בְּיִשְׂרָאֵל תִּנָּתֵן יְרֻשַּׁת אֲבִיהֶן הַמּוּמָר לָהֶן. וְכֵן הַמִּנְהָג תָּמִיד בַּמַּעֲרָב:
13. Наши мудрецы заповедали, что человек не должен делать различий при жизни между своими детьми, даже по незначительному поводу, чтобы это не породило соперничество и зависть, как это случилось с Йосефом и его братьями. צִוּוּ חֲכָמִים שֶׁלֹּא יְשַׁנֶּה אָדָם בֵּין הַבָּנִים בְּחַיָּיו אֲפִלּוּ בְּדָבָר מוּעָט שֶׁלֹּא יָבוֹאוּ לִידֵי תַּחֲרוּת וְקִנְאָה כַּאֲחֵי יוֹסֵף עִם יוֹסֵף:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter