СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 19:15

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы траура. Гл. 3

1. За исключением шести родственников, упомянутых в Торе, и его жены, всякий раз, когда коэн оскверняется из-за контакта с трупом, при наличии свидетелей и предупреждении, он наказывается плетью, как сказано (Ваикра 21:1): «Из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем». Это применимо независимо от того, касается ли кто-либо трупа, стоит ли над ним или несет его. И это относится к трупу и ко всем другим формам ритуальной нечистоты, происходящей от трупа, как подразумевается: «Да не осквернится он умершим». В «Законах ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым» мы уже описали все факторы, связанные с трупом, которые передают ритуальную нечистоту в соответствии с законом Торы и согласно постановлению мудрецов. א. כָּל כֹּהֵן שֶׁנִּטְמָא לְמֵת חוּץ מִשִּׁשָּׁה מֵתִים הַמְפֹרָשִׁים בַּתּוֹרָה אוֹ אִשְׁתּוֹ. בְּעֵדִים וְהַתְרָאָה. הֲרֵי זֶה לוֹקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא א) "לְנֶפֶשׁ לֹא יִטַּמָּא בְּעַמָּיו". וְאֶחָד הַנּוֹגֵעַ בְּמֵת אוֹ הַמַּאֲהִיל אוֹ הַנּוֹשֵׂא. וְאֶחָד הַמֵּת וְאֶחָד שְׁאָר הַטֻּמְאוֹת הַפּוֹרְשׁוֹת מִן הַמֵּת שֶׁנֶּאֱמַר לְנֶפֶשׁ לֹא יִטַּמָּא בְּעַמָּיו. וּכְבָר פֵּרַשְׁנוּ בְּהִלְכוֹת טֻמְאַת מֵת כָּל דְּבָרִים הַמְטַמְּאִין מִן הַמֵּת מִן הַתּוֹרָה אוֹ מִדִּבְרֵיהֶם:
2. Точно так же коэн получает удары плетью, если прикоснется к могиле. Однако он может прикасаться к одежде, которая касалась трупа, даже если при этом он подвергается осквернению, которое сохраняется в течение семи дней. ב. וְכֵן אִם נָגַע הַכֹּהֵן בְּקֶבֶר לוֹקֶה. אֲבָל נוֹגֵעַ הוּא בִּבְגָדִים שֶׁנָּגְעוּ בְּמֵת אַף עַל פִּי שֶׁמִּטַּמֵּא בָּהֶן טֻמְאַת שִׁבְעָה:
3. Точно так же, если коэн входит в крытое сооружение, в котором находится источник ритуальной нечистоты, его бьют плетью. Это применимо даже в том случае, если сам источник ритуальной нечистоты находится в другом здании. Мы уже объяснили все типы «шатров», в которые может входить и выходить ритуальная нечистота, законы перекрытий и перегородок, сущности, которые приносят ритуальную нечистоту, и те, которые встают между ритуальной нечистотой, которые включают закон Торы и постановления мудрецов. Все это обсуждается в Законах ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым». Там мы объяснили, что неевреи не передают ритуальную нечистоту через перекрытие. Поэтому их могилы чисты, и коэн может войти на их кладбище и пройтись по их могилам. Ему запрещено только прикасаться к нечистоте или переносить ее, как мы там объяснили. ג. וְכֵן אִם נִכְנַס לְאֹהֶל טָמֵא שֶׁנִּכְנְסָה לוֹ הַטֻּמְאָה לוֹקֶה. אַף עַל פִּי שֶׁעַצְמָהּ שֶׁל טֻמְאָה בְּבַיִת אַחֵר. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ כָּל הָאֹהָלִים שֶׁתִּכָּנֵס לָהֶן הַטֻּמְאָה אוֹ שֶׁתֵּצֵא מֵהֶן וְדִין הַסְּכָכוֹת וְהַפְּרָעוֹת. וְכָל הַדְּבָרִים הַמְּבִיאִין אֶת הַטֻּמְאָה וְהַחוֹצְצִין בִּפְנֵי הַטֻּמְאָה. וְאֵי זֶה מֵהֶן דִּין תּוֹרָה וְאֵי זֶה מֵהֶן מִדִּבְרֵיהֶן. הַכּל בְּהִלְכוֹת טֻמְאַת מֵת. וְשָׁם בֵּאַרְנוּ שֶׁאֵין עַכּוּ''ם מְטַמְּאִין בְּאֹהֶל וּלְפִיכָךְ קִבְרוֹתֵיהֶם טְהוֹרִים וּמֻתָּר לְכֹהֵן לִכָּנֵס לְשָׁם וְלִדְרֹךְ עַל קִבְרוֹתֵיהֶם. וְאֵינוֹ אָסוּר אֶלָּא שֶׁיִּגַּע בַּטֻּמְאָה אוֹ שֶׁיִּשָּׂאֶנָּה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ שָׁם:
4. Следующие законы применяются, когда коэн непреднамеренно входит в здание, где находится труп, или на кладбище, и ему делается предупреждение после того, как об этом стало известно. Если он прыгнет и уйдет, он не несет ответственности. Однако, если он остается там в течение времени, необходимого для того, чтобы пасть ниц, что мы объяснили в отношении нечистоты в Храме, его бьют плетью. Если он входил и выходил, а затем снова входил и выходил, то если ему за каждый раз давали предупреждение, то за каждый вход его бьют плетью. Точно так же, если он прикасается к трупу, получает предупреждение, а затем освобождается, а затем прикасается к нему и получает предупреждение, даже если эта последовательность повторяется сто раз, ему дается удар плетью за каждое прикосновение. Если он прикасался к трупу и не отделился или стоял на кладбище и прикасался к другим трупам, хотя ему несколько раз делают предупреждение, но он получает удары плетью только один раз. Ибо до тех пор, пока он не перестанет, он продолжает осквернять свой статус. ד. כֹּהֵן שֶׁנִּכְנַס לְאֹהֶל הַמֵּת אוֹ לְבֵית הַקְּבָרוֹת בִּשְׁגָגָה וְאַחַר שֶׁיָּדַע הִתְרוּ בּוֹ אִם קָפַץ וְיָצָא פָּטוּר. וְאִם יָשַׁב שָׁם כְּדֵי הִשְׁתַּחֲוָיָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּעִנְיַן טֻמְאַת מִקְדָּשׁ הֲרֵי זֶה לוֹקֶה. נִכְנַס וְיָצָא וְחָזַר וְנִכְנַס וְיָצָא אִם הִתְרוּ בּוֹ עַל כָּל פַּעַם וּפַעַם לוֹקֶה עַל כָּל כְּנִיסָה וּכְנִיסָה. וְכֵן אִם נָגַע בְּמֵת וְהִתְרוּ בּוֹ וּפֵרַשׁ וְחָזַר וְנָגַע וְהִתְרוּ בּוֹ אֲפִלּוּ מֵאָה פְּעָמִים לוֹקֶה עַל כָּל אַחַת וְאַחַת. הָיָה נוֹגֵעַ וְלֹא פֵּרַשׁ אוֹ שֶׁהָיָה עוֹמֵד בְּבֵית הַקְּבָרוֹת וְנָגַע בְּמֵתִים אֲחֵרִים. אַף עַל פִּי שֶׁהִתְרוּ בּוֹ כַּמָּה פְּעָמִים אֵינוֹ לוֹקֶה אֶלָּא אַחַת שֶׁהֲרֵי מְחֻלָּל וְעוֹמֵד כָּל זְמַן שֶׁלֹּא פֵּרַשׁ:
5. Следующие правила применяются, когда кто-то заставляет коэна оскверниться ритуальной нечистотой. Если они оба действовали преднамеренно, то коэн получает удары плетью, а тот, кто заставил его оскверниться нечистотой, нарушает запрет ставить перед слепым камень преткновения. Если коэн не знал об этом, а человек, заставивший его оскверниться нечистотой, действовал умышленно, то этот человек получает удары плетью. ה. הַמְטַמֵּא אֶת הַכֹּהֵן. אִם הָיוּ שְׁנֵיהֶם מְזִידִין הֲרֵי הַכֹּהֵן לוֹקֶה וְזֶה שֶׁטִּמְּאוֹ עוֹבֵר עַל וְלִפְנֵי עִוֵּר לֹא תִתֵּן מִכְשׁל. הָיָה הַכֹּהֵן שׁוֹגֵג וְזֶה שֶׁטִּמְּאוֹ מֵזִיד הֲרֵי זֶה שֶׁטִּמְּאוֹ לוֹקֶה:
6. Первосвященник не может стать нечистым ради своих родственников, как сказано (Ваикра 21:11): «Он не должен быть нечистым ради отца своего или матери». Точно так же он не входит в помещение, где есть труп, даже труп одного из его родственников, как сказано там же: «Он не должен входить в место, где есть труп». Таким образом, мы узнаем, что он несет ответственность как за то, что не вошел, так и за то, что не осквернился. Что подразумевается? Если первосвященник прикасается к трупу или несет его, он получает удары плетью за один проступок. Если он входит в помещение и остается там до тех пор, пока человек не умрет, или он входит в помещение подобное сундуку, комоду или ящику, а товарищ приходит и открывает крышку, и, таким образом, его контакт с нечистотой и его вход в помещение происходят одновременно, он получает две пары ударов плетью, за запрет на вход и за запрет на осквернение. ו. כֹּהֵן גָּדוֹל אֵינוֹ מִטַּמֵּא לִקְרוֹבִים שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא יא) "לְאָבִיו וּלְאִמּוֹ לֹא יִטַּמָּא". וְכֵן אֵינוֹ נִכְנָס עִם הַמֵּת בְּאֹהֶל אֲפִלּוּ קְרוֹבָיו. שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא יא) "וְעַל כָּל נַפְשֹׁת מֵת לֹא יָבֹא". הָא לָמַדְתָּ שֶׁהוּא חַיָּב בְּלֹא יָבֹא וְחַיָּב בְּלֹא יִטַּמָּא. כֵּיצַד. נָגַע אוֹ נָשָׂא לוֹקֶה אַחַת. נִכְנַס לְאֹהֶל וְיָשַׁב שָׁם עַד שֶׁמֵּת עָלָיו הַמֵּת. אוֹ שֶׁנִּכְנַס לְשִׁדָּה תֵּבָה וּמִגְדָּל וּבָא חֲבֵרוֹ וּפָרַע עָלָיו גַּג הַשִּׁדָּה שֶׁהֲרֵי טֻמְאָה וּבִיאָה בָּאִין כְּאֶחָד. הֲרֵי זֶה לוֹקֶה שְׁתַּיִם מִשּׁוּם לֹא יָבֹא וּמִשּׁוּם לֹא יִטַּמָּא:
7. Если первосвященник заранее осквернился, а затем вошел в помещение, где находился труп, то, если он предупрежден, он должен получить удары плетью и за этот вход. ז. נִטְמָא מִקֹּדֶם וְאַחַר כָּךְ נִכְנַס לְאֹהֶל אִם הִתְרוּ בּוֹ לוֹקֶה אַף עַל הַבִּיאָה:
8. Когда коэн, даже первосвященник, встречает на дороге оставленный без присмотра труп, он обязан ради него оскверниться и похоронить его. Что подразумевается под оставленным без присмотра трупом? Еврейский труп, выброшенный на дорогу, и никто не мог его похоронить. Это закон, переданный по традиции. Когда применимо вышеизложенное? Когда коэн один и с ним больше никого нет; даже когда он окликает в дороге, ему никто не отвечает. Если же, когда он призывает других к ответу, это не считается оставленным без присмотра трупом. Вместо этого он должен позвать остальных, и они должны прийти и заняться трупом. ח. כֹּהֵן שֶׁפָּגַע בְּמֵת מִצְוָה בַּדֶּרֶךְ הֲרֵי זֶה מִטַּמֵּא לוֹ. אֲפִלּוּ כֹּהֵן גָּדוֹל חַיָּב לְהִטַּמֵּא לוֹ וּלְקָבְרוֹ. וְאֵיזֶהוּ מֵת מִצְוָה. אֶחָד מִיִּשְׂרָאֵל שֶׁהָיָה מֻשְׁלָךְ בַּדֶּרֶךְ וְאֵין לוֹ קוֹבְרִין. דָּבָר זֶה הֲלָכָה מִפִּי הַקַּבָּלָה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיָה הַכֹּהֵן לְבַדּוֹ וְאֵין עִמּוֹ אַחֵר וַאֲפִלּוּ קָרָא שֵׁם בַּדֶּרֶךְ וְאֵין לוֹ עוֹנֶה. אֲבָל אִם כְּשֶׁיִּקְרָא אֲחֵרִים עוֹנִים אוֹתוֹ אֵין זֶה מֵת מִצְוָה אֶלָּא יִקְרָא לַאֲחֵרִים וְיָבוֹאוּ וְיַעַסְקוּ בּוֹ:
9. Если коэн и назорей идут по дороге и встречают оставленный без присмотра труп, то назорей должен заняться им. Причина в том, что его святость не вечна. Коэн — даже обычный коэн — не должен оскверняться. Если первосвященник шел вместе с обыкновенным коэном, то обыкновенный коэн должен был стать нечистым. Общий принцип таков: тот, кто находится на более высоком уровне святости, должен стать нечистым последним. Когда заместитель и коэн-помазанник на время военных действий сталкиваются с оставленным без присмотра трупом, нечистым должен стать коэн-помазанник, чтобы возглавить армию на войне, а не заместитель. ט. הָיוּ כֹּהֵן וְנָזִיר מְהַלְּכִין בְּדֶרֶךְ וּפָגְעוּ בְּמֵת מִצְוָה. יִתְעַסֵּק בּוֹ הַנָּזִיר לְפִי שֶׁאֵין קְדֻשָּׁתוֹ קְדֻשַּׁת עוֹלָם וְאַל יִטָּמֵא בּוֹ הַכֹּהֵן אַף עַל פִּי שֶׁהוּא כֹּהֵן הֶדְיוֹט. הָיָה כֹּהֵן גָּדוֹל וְכֹהֵן הֶדְיוֹט יִטָּמֵא הַהֶדְיוֹט. וְכָל הַקּוֹדֵם אֶת חֲבֵרוֹ בְּמַעֲלָה מִתְאַחֵר בְּטֻמְאָה. וּסְגָן עִם מְשׁוּחַ מִלְחָמָה שֶׁפָּגְעוּ בְּמֵת מִצְוָה יִטָּמֵא מְשׁוּחַ מִלְחָמָה וְאַל יִטָּמֵא הַסְּגָן:
10. Когда глава Санедрина умирает, все, даже коэны, должны стать нечистыми ради него. Наши мудрецы считали его безнадзорным трупом, потому что все обязаны в его честь. Точно так же все должны скорбеть ради него. י. נָשִׂיא שֶׁמֵּת הַכּל מִטַּמְּאִין לוֹ אֲפִלּוּ כֹּהֲנִים. עֲשָׂאוּהוּ כְּמֵת מִצְוָה לַכּל מִפְּנֵי שֶׁהַכּל חַיָּבִין בִּכְבוֹדוֹ. וְכֵן הַכּל אוֹנְנִין עָלָיו:
11. Дочерей Аарона не предупредили, чтобы они избегали ритуальной нечистоты, связанной с трупом. Как сказано (Ваикра 21:1): «Скажи коэнам, сынам Аарона…». Подразумевается «сыновья Аарона», а не «дочери Аарона». Точно так же лишенным коэнских привилегий разрешается оскверняться. Это также происходит от слов «коэнам, сынам Аарона», т.е. для включения в запрет их священство должно быть неприкосновенным. יא. בְּנוֹת אַהֲרֹן לֹא הֻזְהֲרוּ עַל טֻמְאַת מֵת שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא א) "אֱמֹר אֶל הַכֹּהֲנִים בְּנֵי אַהֲרֹן" וְלֹא בְּנוֹת אַהֲרֹן. וְכֵן הַחֲלָלִים מֻתָּרִין לְהִטַּמֵּא שֶׁנֶּאֱמַר בְּנֵי אַהֲרֹן עַד שֶׁיִּהְיוּ בְּכִהוּנָם:
12. Когда коэн несовершеннолетний, взрослые предупреждают, чтобы он не соприкасался с ритуальной нечистотой. Если он допустит нечистоту по собственной инициативе, суд не обязан отделять его от источника нечистоты. Однако его отец должен воспитывать его в святости священства. יב. כֹּהֵן קָטָן הֲרֵי הַגְּדוֹלִים מֻזְהָרִים שֶׁלֹּא יְטַמְּאוּהוּ. וְאִם בָּא לְהִטַּמֵּא מֵעַצְמוֹ אֵין בֵּית דִּין מְצֻוִּין עָלָיו לְהַפְרִישׁוֹ. אֲבָל אָבִיו צָרִיךְ לְחַנְּכוֹ בִּקְדֻשָּׁה:
13. Четыре локтя, очерченные вокруг трупа, считаются нечистыми. Любой коэн, который входит в эти четыре локтя, подвергается телесному наказанию за бунтарское поведение. Точно так же, если коэны входят на поле, где была распахана могила, уходят в диаспору, становятся нечистыми из-за соприкосновения со смесью крови, надгробным камнем или камнями, поддерживающими надгробие, и т.п., получают телесное наказание по постановлению мудрецов, потому что эти сущности являются источниками ритуальной нечистоты по указу мудрецов, как мы объяснили в «Законах ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым». Если же коэн входит на кладбище, он получает удары плетью по закону Торы יג. מֵת תּוֹפֵשׂ אַרְבַּע אַמּוֹת שֶׁלּוֹ לְטֻמְאָה. וְכָל כֹּהֵן שֶׁנִּכְנַס לְתוֹךְ אַרְבַּע אַמּוֹת מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת. וְכֵן אִם נִכְנַס לְבֵית הַפְּרָס אוֹ יָצָא חוּצָה לָאָרֶץ. אוֹ שֶׁנִּטְמָא בְּדַם תְּבוּסָה. אוֹ בְּגוֹלֵל וּבְדוֹפֵק וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת. מִפְּנֵי שֶׁהֵן אָבוֹת שֶׁל דִּבְרֵיהֶם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת טֻמְאַת מֵת. אֲבָל אִם נִכְנַס לְבֵית הַקְּבָרוֹת לוֹקֶה מִן הַתּוֹרָה:
14. Коэну дозволено оскверняться, пройдя через поле, где была распахана могила, или находиться в диаспоре ради заповеди, когда нет иного пути, кроме этого, например, он пошел жениться или изучать Тору. Хотя в Земле Израиля есть кто-то, кто мог бы научить его, ему позволено уйти, потому что человек не достоин учиться у каждого. Точно так же человек может оскверняться тем, что постановили мудрецы, чтобы проявить уважение к другим людям. Что подразумевается? Если скорбящий прошел через поле, где была распахана могила, все следуют за ним, чтобы утешить его. Точно так же мы можем ходить по гробам умерших, чтобы приветствовать еврейских королей. Это позволено даже приветствовать языческих царей, чтобы можно было провести различие между ними и еврейскими королями, когда их слава вернется на свое место. Точно так же снисхождение предоставляется во всех аналогичных ситуациях. Кроме того, коэн может навлечь на себя ритуальную нечистоту, которая появляется по постановлению мудрецов, чтобы вступить в суждения и споры с язычниками относительно собственности, поскольку он спасает ее от их рук. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. יד. מֻתָּר לְכֹהֵן לְהִטַּמֵּא בְּבֵית הַפְּרָס אוֹ בְּחוּצָה לָאָרֶץ לִדְבַר מִצְוָה בִּזְמַן שֶׁאֵין שָׁם דֶּרֶךְ אֶלָּא הִיא. כְּגוֹן שֶׁהָלַךְ לִשָּׂא אִשָּׁה אוֹ לִלְמֹד תּוֹרָה. אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ שָׁם מִי שֶׁיְּלַמְּדֶנּוּ בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל לֹא מִן הַכּל אָדָם זוֹכֶה לִלְמֹד. וְכֵן מִטַּמֵּא בְּטֻמְאָה מִדִּבְרֵיהֶם לִכְבוֹד הַבְּרִיּוֹת. כֵּיצַד. אָבֵל שֶׁהָלַךְ בְּבֵית הַפְּרָס הַכּל הוֹלְכִין אַחֲרָיו שָׁם לְנַחֲמוֹ. וְכֵן מְדַלְּגִין עַל גַּבֵּי אֲרוֹנוֹת שֶׁל מֵתִים לִקְרַאת מַלְכֵי יִשְׂרָאֵל וַאֲפִלּוּ מַלְכֵי עַכּוּ''ם כְּדֵי לְהַבְחִין בֵּינָם לְבֵין מַלְכֵי יִשְׂרָאֵל כְּשֶׁיַּחְזֹר כְּבוֹדָן לִמְקוֹמָן. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. וְכֵן מִטַּמֵּא בְּטֻמְאָה שֶׁל דִּבְרֵיהֶם לָדוּן עִם הָעַכּוּ''ם וּלְעַרְעֵר עִמָּהֶן. מִפְּנֵי שֶׁהוּא מַצִּיל מִיָּדָם. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter