Действительно, каждый день должен иметь определенный вклад1, и это указание2 не имеет такого же содержания, как чтение двух стихов Торы и перевода на арамейский языке накануне субботы.
То же самое касается изучения книги «Тания» и чтения Псалмов ежедневно, даже если можно однажды наверстать то, что было упущено накануне. Тем не менее, как и каждый раз, когда речь идет о дополнении, это решение будет принято только в том случае, если нельзя было поступить иначе и в случае форс-мажорной ситуации. Более того, это дополнение само по себе не рассматривается как действие, совершенное в свое время. Это совершенно очевидно.
Вы спрашиваете о цицит машинного плетения и упоминаете указания моего уважаемого тестя и учителя.
Вкратце идея, которую я услышал3, заключается в следующем. Во время Первой мировой войны в России были сосланы тысячи евреев в самые отдаленные уголки страны. Ввоз религиозных предметов из Польши был уже невозможен, и из-за чрезвычайной ситуации евреи построили ткацкую фабрику, на которой делали цицит для ссыльных.
Я не знаю, как были спроектированы эти машины и на каком основании они получили сертификат о кошерности, но это было в 5675-6 годах в России. Понятно, что у них не было машин, которые есть сегодня, а также машины требовали гораздо большего ручного вмешательства. Однако большая часть процесса там была хорошо автоматизирована.
С благословением хорошей записи и подписи в новом году.
От имени Ребе ШЛИТА,
секретарь
№4683
С Б-жьей помощью
3 Элула, 5716 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Шалом-Мендель Калмансон4 из Парижа
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваше письмо от первого дня новомесячья месяца милосердия5.
Примечания:
1) Поэтому мы не можем довольствоваться еженедельным чтением.
2) По ежедневному изучению Пятикнижия.
3) См. по этому поводу письмо 3682.
4) См. по этому поводу письмо 4028.
5) Элул.