№5793
С Б-жьей помощью
11 Тишрея 5718 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид… богобоязненный человек, общественный деятель, р. Йосеф-Элияу Раковский из Майами
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 8 Тишрея, в котором спрашиваете мое мнение о контактах с раввинами разных общин.
И вот, вообще, обычно я не выношу решения по вопросам, а то, что я опубликовал свое мнение1 относительно участия в совете директоров Нью-Йорка, а также раввинов и руководителей синагог, так я был вынужден сделать это в связи с ситуацией, которая могла привести к, не дай Б-г…
Но так как Ваш вопрос был задан как продолжение этого, то я также пишу все, что мне кажется очевидным:
1. Правильно ли контактировать по вопросам еврейского закона в качестве раввинского суда с такими раввинами, в чьих синагогах, носящих название ортодоксальных, нет возвышения в центре и хотя есть перегородка, но несколько женщин сидят в самой синагоге, а также с теми, в чьих синагогах вообще нет перегородки, но раввин и сама синагога носят название ортодоксальных?
Я уже писал относительно участия в подобных организациях, что в данном случае больше имеет отношение то, что делается на практике — их позиция. То есть, тот раввин, чья позиция состоит в том, что вся Тора была сказана Моше на горе Синай кроме одной фразы… то хотя он и исполняет на практике все заповеди детально, но его статус уже был установлен Торой, что он является еретиком. И понятно, что запрещено «контактировать по вопросам еврейского закона в качестве раввинского суда» как Вы пишете в письме и наоборот, если раввин утверждает, что иудаизм это все 613 заповедей с их деталями, а также вся Тора — с небес, хотя он нарушил какие-то вещи подбитый на это своим злым началом (что от этого зависит его заработок…) — то это согрешивший раввин и если человек грешит, это не делает его непригодным для того, чтобы обсуждать с ним еврейский закон и т.п. И отсюда понятно указание относительно вышесказанного.
Примечание:
1) Выше, том 13 письмо 4306 и в примечаниях к нему.