СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 09:46

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о грабеже и возвращении потери. Гл. 10

1. Следующий закон применяется, когда влиятельный и жестокий иноверец силой завладел имуществом, принадлежащим еврею, захватив его поле, потому что владелец задолжал ему, нанес ему ущерб или причинил финансовые потери. Если после завладения полем нееврей продал его другому еврею, владелец не может отнять его у покупателя. עַכּוּ''ם בַּעַל זְרוֹעַ שֶׁאָנַס נִכְסֵי יִשְׂרָאֵל וְיָרַד לְתוֹךְ שָׂדֵהוּ מֵחֲמַת שֶׁהָיָה לוֹ חוֹב עַל בַּעַל הַשָּׂדֶה אוֹ מֵחֲמַת שֶׁיֵּשׁ לוֹ נֵזֶק בְּיַד זֶה הַיִּשְׂרָאֵל אוֹ מֵחֲמַת שֶׁהִפְסִיד מָמוֹנוֹ. וְאַחַר שֶׁתָּקַף לוֹ אֶת הַשָּׂדֶה מְכָרָהּ לְיִשְׂרָאֵל אַחֵר. אֵין הַבְּעָלִים יְכוֹלִין לְהוֹצִיא מִיַּד הַלּוֹקֵחַ:
2. В каких случаях применяется вышеизложенное? Если владелец признает, что нееврей, продавший имущество, сказал правду, или если два еврейских свидетеля подтверждают истинность утверждений нееврея. Аналогично, если в той местности был король или правитель, который мог вызвать нееврея в суд, а владелец не предъявил ему претензий, он не может отнять имущество у того, кто купил его у нееврея. Это относится даже к тому случаю, когда владелец не признает истинность претензий нееврея, и даже если нет свидетелей того, что нееврей сказал правду. Ведь покупатель может сказать владельцу: «Если этот нееврей — грабитель, то почему ты не подал на него в суд по законам страны?» בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁהוֹדוּ הַבְּעָלִים שֶׁאֱמֶת טָעַן הָעַכּוּ''ם [הַמּוֹכֵר אוֹ יָעִידוּ עֵדֵי יִשְׂרָאֵל שֶׁהָאֱמֶת טָעַן הָעַכּוּ''ם] הַמּוֹכֵר. וְכֵן אִם הָיָה שָׁם מֶלֶךְ אוֹ שַׂר בְּאוֹתוֹ מָקוֹם שֶׁיָּכוֹל לָכֹף אֶת הָעַכּוּ''ם שֶׁמָּכַר לְדִין וְלֹא תָּבְעוּ הַבְּעָלִים אֶת הָעַכּוּ''ם אֵינָן יְכוֹלִין לְהוֹצִיא מִיַּד הַלּוֹקֵחַ מִן הָעַכּוּ''ם אַף עַל פִּי שֶׁאֵינָן מוֹדִין לָעַכּוּ''ם וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין שָׁם עֵדִים שֶׁאֱמֶת טָעַן הָעַכּוּ''ם שֶׁהֲרֵי אוֹמֵר הַלּוֹקֵחַ לַבְּעָלִים אִם גַּזְלָן הוּא הָעַכּוּ''ם לָמָּה לֹא תְּבַעְתֶּם אוֹתוֹ בְּדִינֵיהֶם:
3. В отношении неевреев, которые притесняют еврейский народ и стремятся его убить, действуют следующие законы, если только они не выкупят себя у неевреев, уступив право собственности на поле или дом и отдав его неевреям в обмен на свое освобождение. Когда угнетатель желает продать эту землю, а у владельца есть средства для покупки, ему отдается предпочтение перед всеми остальными. Если у владельца нет средств для приобретения имущества, или имущество остается во владении угнетателя более двенадцати месяцев, тот, кто придет первым и купит имущество у угнетателя, приобретает его. Однако покупатель должен отдать первоначальному владельцу четвертую часть земли или треть средств. Ведь угнетатель продает землю дешево; поскольку земля не его, он продаст ее примерно на четверть меньше ее стоимости. Эта часть принадлежит первоначальному владельцу, потому что причина, по которой она была продана дешево, заключалась в том, что она принадлежала ему. Поэтому тот, кто приобретает его у угнетателя за 30 зуз, должен заплатить 10 первоначальному владельцу или отдать ему одну четвертую часть земли. Если это будет сделано, то покупатель приобретает полное право собственности на землю. Если же он этого не сделает, то четверть земли считается имуществом, полученным путем грабежа. הָעַכּוּ''ם הַמְּצִיקִים לְיִשְׂרָאֵל וּמְבַקְּשִׁים לְהָרְגָם עַד שֶׁיִּפְדֶּה עַצְמוֹ מִיַּד הָעַכּוּ''ם בְּשָׂדֵהוּ אוֹ בְּבֵיתוֹ וְיִתְּנֶנָּה לַמֵּצִיק וְאַחַר כָּךְ יַנִּיחֶנּוּ. כְּשֶׁיִּרְצֶה הַמֵּצִיק לִמְכֹּר אוֹתָהּ הַקַּרְקַע אִם יֵשׁ בְּיַד הַבְּעָלִים לִקַּח מִן הַמֵּצִיק הֵן קוֹדְמִין לְכָל אָדָם. וְאִם אֵין בְּיַד הַבְּעָלִים לִקַּח אוֹ שֶׁשָּׁהָה הַקַּרְקַע בְּיַד הַמֵּצִיק שְׁנֵים עָשָׂר חֹדֶשׁ כָּל הַקּוֹדֵם וְלָקַח מִן הַמֵּצִיק זָכָה. וּבִלְבַד שֶׁיִּתֵּן לַבְּעָלִים הָרִאשׁוֹנִים רְבִיעַ הַקַּרְקַע אוֹ שְׁלִישׁ הַמָּעוֹת מִפְּנֵי שֶׁזֶּה הַמֵּצִיק מוֹכֵר בְּזוֹל הוֹאִיל וְקַרְקַע שֶׁאֵינָהּ שֶׁלּוֹ הוּא מוֹכֵר הֲרֵי זֶה מוֹכֵר בְּפָחוֹת רְבִיעַ אוֹ קָרוֹב לוֹ וְזֶה רְבִיעַ שֶׁל בְּעָלִים שֶׁהֲרֵי מֵחֲמַת שֶׁהִיא שֶׁלָּהֶן מוֹכֵר בְּזוֹל. לְפִיכָךְ הַלּוֹקֵחַ מִן הַמֵּצִיק בִּשְׁלֹשִׁים נוֹתֵן לַבְּעָלִים עֲשָׂרָה אוֹ נוֹתֵן לָהֶם רְבִיעַ הַקַּרְקַע וְאַחַר כָּךְ יִקְנֶה הַכּל. וְאִם לֹא נָתַן הֲרֵי רְבִיעַ הַקַּרְקַע כְּגֵזֶל בְּיָדוֹ:
4. Следующие правила применяются, если некто самовольно заходит на поле, принадлежащее его товарищу, без разрешения и сажает там деревья. Если поле было подходящим для посадки деревьев, то оценивается, сколько человек был бы готов заплатить за то, чтобы на этом поле были посажены деревья, и он собирает эту сумму с владельца поля. Если же это поле не подходит для посадки деревьев, то следует оценить улучшение поля скваттером, и он оценивается с невыгодной стороны. הַיּוֹרֵד לְתוֹךְ שְׂדֵה חֲבֵרוֹ שֶׁלֹּא בִּרְשׁוּת וּנְטָעָהּ אִם הָיְתָה שָׂדֶה הָעֲשׂוּיָה לִטַּע אוֹמְדִין כַּמָּה אָדָם רוֹצֶה לִתֵּן בְּשָׂדֶה זוֹ לִטְּעָהּ וְנוֹטֵל מִבַּעַל הַשָּׂדֶה. וְאִם אֵינָהּ עֲשׂוּיָה לִטַּע שָׁמִין לוֹ וְיָדוֹ עַל הַתַּחְתּוֹנָה:
5. Более того, если владелец поля скажет самовольщику: «Выкорчуй свое дерево и уходи», то к желанию хозяина прислушиваются. Если же земледелец говорит: «Я хочу выкорчевать свое дерево», то к его желанию не прислушиваются, потому что выкорчевывание деревьев ослабляет плодородие земли. אָמַר לוֹ בַּעַל הַשָּׂדֶה עֲקֹר אִילָנְךָ וְלֵךְ שׁוֹמְעִים לוֹ. אָמַר הַנּוֹטֵעַ הֲרֵינִי עוֹקֵר אִילָנִי אֵין שׁוֹמְעִין לוֹ מִפְּנֵי שֶׁמַּכְחִישׁ אֶת הַקַּרְקַע:
6. Дворы считаются подходящими для строительства и пристройки домов и чердаков. Поэтому гаоны постановили, что самовольно построивший во дворе своего товарища без его согласия считается подобным человеку, который сажает деревья на поле, пригодном для посадки. Если здание полезно и подходит для этого двора в соответствии с местными обычаями, мы оцениваем, сколько бы человек отдал за строительство такого здания, и требуем от владельца выплатить эту сумму самовольщику. הַחֲצֵרוֹת הֲרֵי הֵן רְאוּיִין לְבִנְיָן וּלְהוֹסִיף בָּהֶן בָּתִּים וַעֲלִיּוֹת. לְפִיכָךְ הוֹרוּ הַגְּאוֹנִים שֶׁהַבּוֹנֶה בַּחֲצַר חֲבֵרוֹ שֶׁלֹּא מִדַּעְתּוֹ הֲרֵי זֶה כְּנוֹטֵעַ שָׂדֶה הָעֲשׂוּיָה לִטַּע וְשָׁמִין לוֹ כַּמָּה אָדָם רוֹצֶה לִתֵּן בְּבִנְיָן זֶה לִבְנוֹתוֹ. וְהוּא שֶׁיִּבְנֶה בִּנְיָן הַמּוֹעִיל הָרָאוּי לְאוֹתָהּ חָצֵר כְּמִנְהַג אוֹתוֹ מָקוֹם:
7. Если кто-либо заходит на поле товарища с его разрешения, его улучшение поля должно быть оценено, и ему должно быть предоставлено преимущество при оценке, причитающейся ему суммы денег. Это относится даже к тому случаю, если он посадил деревья на поле, которое было непригодно для посадки. Если его расходы превышают увеличение стоимости поля, ему возмещаются его расходы. Если прирост стоимости поля превышает его расходы, ему возмещается прирост стоимости поля. Муж, обрабатывающий участок, принадлежащий его жене, и партнер, обрабатывающий поле, в котором ему принадлежит доля, считаются получившими разрешение на вход на землю. Их улучшение поля должно быть оценено, и им должно быть предоставлено преимущество при оценке причитающейся им суммы денег. הַיּוֹרֵד לִשְׂדֵה חֲבֵרוֹ בִּרְשׁוּת אֲפִלּוּ נָטַע שָׂדֶה שֶׁאֵינָהּ עֲשׂוּיָה לִטַּע שָׁמִין לוֹ וְיָדוֹ עַל הָעֶלְיוֹנָה. שֶׁאִם הָיְתָה הַהוֹצָאָה יֶתֶר עַל הַשֶּׁבַח נוֹטֵל הַהוֹצָאָה וְאִם הַשֶּׁבַח יֶתֶר עַל הַהוֹצָאָה נוֹטֵל הַשֶּׁבַח. וּבַעַל בְּנִכְסֵי אִשְׁתּוֹ וְהַשֻּׁתָּף בְּשָׂדֶה שֶׁיֵּשׁ לוֹ חֵלֶק בָּהּ כְּיוֹרֵד בִּרְשׁוּת הֵן וְשָׁמִין לָהֶם וְיָדָם עַל הָעֶלְיוֹנָה:
8. Если самовольщик без разрешения заходит на поле, принадлежащее его товарищу, и сажает там деревья или строит, а владелец поля после этого приходит и завершает строительство, или охраняет посаженные деревья, или совершает любое другое действие, указывающее на то, что он доволен деятельностью самовольщика и считает ее желательной, то улучшение поля самовольщиком должно быть оценено, и ему должно быть предоставлено преимущество при определении причитающейся ему суммы денег. הַיּוֹרֵד לִשְׂדֵה חֲבֵרוֹ שֶׁלֹּא בִּרְשׁוּת וְנָטַע אוֹ בָּנָה וְאַחַר כָּךְ בָּא בַּעַל הַשָּׂדֶה וְהִשְׁלִים הַבִּנְיָן אוֹ שֶׁשָּׁמַר הַנְּטִיעוֹת וְכַיּוֹצֵא בְּאֵלּוּ הַדְּבָרִים שֶׁמַּרְאִין שֶׁדַּעְתּוֹ נוֹטָה לְמַה שֶּׁעָשָׂה זֶה וּבִרְצוֹנוֹ בָּא הַדָּבָר שָׁמִין לוֹ וְיָדוֹ עַל הָעֶלְיוֹנָה:
9. Если самовольщик заходит в разрушенное здание, принадлежащее его товарищу, и перестраивает его без разрешения, то следует оценить произведенное им улучшение, и он оказывается в невыгодном положении. Если владелец здания скажет: «Я забираю свои камни и дерево», то к его словам прислушаются в отношении дома, но этот принцип не применим в отношении поля, ибо строительство и разрушение строения на поле ослабляет плодородие земли. Если владелец земли скажет ему: «Убери то, что ты построил», его слова будут услышаны. הַיּוֹרֵד לְתוֹךְ חֻרְבָּתוֹ שֶׁל חֲבֵרוֹ וּבְנָאָהּ שֶׁלֹּא בִּרְשׁוּת שָׁמִין לוֹ וְיָדוֹ עַל הַתַּחְתּוֹנָה. וְאִם אָמַר בַּעַל הַבִּנְיָן עֵצַי וַאֲבָנַי אֲנִי נוֹטֵל. בַּבַּיִת שׁוֹמְעִין לוֹ. בַּשָּׂדֶה אֵין שׁוֹמְעִין לוֹ מִפְּנֵי שֶׁמַּכְחִישׁ אֶת הַקַּרְקַע. אָמַר לוֹ בַּעַל הַקַּרְקַע טֹל מַה שֶּׁבָּנִיתָ שׁוֹמְעִין לוֹ:
10. Всякий раз, когда оцениваются улучшения, которые произвел человек, — будь он в плюсе или в минусе, — он не имеет права собирать деньги, если сначала не даст клятву, держа в руках священный предмет, относительно суммы своих расходов. Если он скажет: «Пусть судьи придут и оценят расходы. Все, что я потратил, открыто. Пусть они оценят стоимость дерева, камней, раствора и зарплату рабочих по самым низким стандартам», то его просьба будет принята, и он имеет право получить причитающееся ему без клятвы. Аналогично, если человек взимает только стоимость улучшений имущества, и его оценивают с преимуществом, от него не требуется присяга. כָּל מִי שֶׁשָּׁמִין לוֹ בֵּין שֶׁהָיְתָה יָדוֹ עַל הָעֶלְיוֹנָה בֵּין שֶׁהָיְתָה יָדוֹ עַל הַתַּחְתּוֹנָה אֵינוֹ נוֹטֵל כְּלוּם עַד שֶׁיִּשָּׁבַע בִּנְקִיטַת חֵפֶץ כַּמָּה הוֹצִיא. וְאִם אָמַר יָבוֹאוּ הַדַּיָּנִים וְיַעֲשׂוּ שׁוּמַת הַהוֹצָאָה וַהֲרֵי הִיא גְּלוּיָה לְעֵינֵיהֶם וִישַׁעֲרוּ הָעֵצִים וְהָאֲבָנִים וְהַסִּיד וּשְׂכַר הָאֻמָּנִין בַּפָּחוּת שֶׁבַּשְּׁעָרִים שׁוֹמְעִין לוֹ וְנוֹטֵל בְּלֹא שְׁבוּעָה. וְכֵן זֶה שֶׁנּוֹטֵל הַשֶּׁבַח בִּלְבַד וְהָיְתָה יָדוֹ עַל הָעֶלְיוֹנָה אֵין צָרִיךְ שְׁבוּעָה:
11. Нижеприведенное правило применяется в тех случаях, когда необходимо оценить произведенные человеком улучшения и он имеет право на получение денег, а владелец поля утверждает, что заплатил ему, а человек, обработавший поле, утверждает, что ничего не получал. Принимается утверждение того, кто обработал поле. Он должен дать клятву, что ничего не получал, и он имеет право получить причитающееся ему. Ибо мы говорим владельцу поля: «Оценка того, что ему причитается, еще не была произведена. Таким образом, ты не знал, сколько ты обязан дать. Как же ты мог заплатить ему?» Однако действует другое правило, если оценка уже была проведена и владельцу поля было сказано заплатить определенную сумму тому, кто его обрабатывал. Если владелец поля утверждает, что заплатил ему, хотя человек, обработавший поле, еще не дал клятву, утверждение владельца принимается. Владелец должен принести раввинскую клятву, что он заплатил, и тогда он освобождается от ответственности. Это объясняется тем, что земля всегда считается принадлежащей законному владельцу. כָּל שֶׁשָּׁמִין לוֹ וְנוֹטֵל שֶׁטָּעַן בַּעַל הַשָּׂדֶה וְאָמַר נָתַתִּי וְהַיּוֹרֵד לַשָּׂדֶה אוֹמֵר לֹא נָטַלְתִּי. הַיּוֹרֵד נֶאֱמָן וְנִשְׁבָּע שֶׁלֹּא נָתַן לוֹ כְּלוּם וְנוֹטֵל שֶׁהֲרֵי אוֹמְרִין לְבַעַל הַשָּׂדֶה עֲדַיִן לֹא שָׁמוּ לְךָ וְלֹא יָדַעְתָּ כַּמָּה אַתָּה חַיָּב לִתֵּן הֵיאַךְ נָתַתָּ. אֲבָל אִם שָׁמוּ לוֹ וְאָמְרוּ לְבַעַל הַשָּׂדֶה תֵּן לוֹ וְאָמַר נָתַתִּי אַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא נִשְׁבַּע הַיּוֹרֵד הֲרֵי בַּעַל הַשָּׂדֶה נֶאֱמָן וְיִשָּׁבַע שְׁבוּעַת הֶסֵּת שֶׁנָּתַן וְיִפָּטֵר. שֶׁהַקַּרְקַע בְּחֶזְקַת בְּעָלֶיהָ:
12. Следующие законы применяются, когда муж привлекает издольщиков для обработки земли, принадлежащей его жене, а затем разводится с ней. Если муж сам является издольщиком, то их участие также прекращается, когда прекращается участие мужа в обработке земли, так как они согласились обрабатывать поле по приглашению мужа. Их улучшение поля должно быть оценено, и они оказываются в невыгодном положении. Если муж не является издольщиком, и они согласились обрабатывать поле, потому что это было необходимо, они получают долю, которая обычно дается издольщику. בַּעַל שֶׁהוֹרִיד אֲרִיסִין בְּנִכְסֵי אִשְׁתּוֹ וְאַחַר כָּךְ גֵּרְשָׁהּ. אִם הָיָה הַבַּעַל עַצְמוֹ אָרִיס נִסְתַּלֵּק בַּעַל נִסְתַּלְּקוּ אֲרִיסָיו שֶׁלֹּא יָרְדוּ לָהּ אֶלָּא עַל דַּעַת הַבַּעַל. וְשָׁמִין לָהֶם וְיָדָם עַל הַתַּחְתּוֹנָה. וְאִם אֵין הַבַּעַל אָרִיס עַל דַּעַת הַקַּרְקַע יָרְדוּ וְשָׁמִין לָהֶם כְּאָרִיס:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter